Гудвилл: эволюция подходов к пониманию экономической сущности, характеристика его составляющих, особенности формирования.

Автор(и)

  • Марина Сергеевна Кравченко ГВУЗ «ПГТУ», г. Мариуполь, Ukraine https://orcid.org/0000-0003-2185-178X
  • Ольга Дмитриевна Цыганкова ГВУЗ «ПГТУ», Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.31498/2225-6407.15.2017.135169

Ключові слова:

гудвилл, деловая репутация, предприятие, рейтинг, риск.

Анотація

В данной статье рассмотрен понятийный аппарат термина «гудвилл», исследование его экономической природы. Приведены этапы эволюции подходов к пониманию экономической сущности гудвилла, зарождение этого понятия и эволюция представления о нем в отечественных и зарубежных многовековых практиках. Выделены несколько этапов развития данного понятия: преднормативный, нормативный, гармонический. Подробно рассмотрены высказывания английских, французских и американских авторов относительно понимания категории «гудвилл», в частности Г. Фоссета, Р. Бифелла, а также У. Харриса, Ф. Мор. Доказана необходимость различать понятия «гудвилл» и «деловая репутация», т.к. последнее было введено в оборот в период существования СССР и в современных условиях изжило себя. Дана характеристика составляющих частей гудвилла и формы его выражения. Также в работе приведены современные подходы к пониманию понятия «гудвилл», в частности, как активы, капитал фирмы, которые не поддаются измерению; нематериальный актив, который представляет собой разницу между стоимостью организации по бухгалтерскому балансу и ее текущей ценой; совокупность нематериальных факторов (активов), наличие которых обеспечивает конкурентные преимущества для предприятий и дают возможность получить дополнительных доход и др. Проведен анализ роли, а также рассмотрено его практическое значение на примере опыта украинских и зарубежных бизнес-проектов и предприятий.

Біографії авторів

Марина Сергеевна Кравченко, ГВУЗ «ПГТУ», г. Мариуполь

к.э.н., доц., доцент кафедры экономической теории и предпринимательства

Ольга Дмитриевна Цыганкова, ГВУЗ «ПГТУ»

магистр ИС-16-М

Посилання

1. Иванов А.Е. Эволюция подходов к пониманию экономической оценке и признанию гудвилла в финансовой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – С. 44-57.

2. Оксфордский словарь английского языка. 1835 г.

3. Р. Бифеллв. Бухгалтерский словарь. 1882 г.

4. Г. Фоссет. Руководство по политической экономии. 1863 г.

5. Положение по МСФО [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.msfofm.ru/updates/51-changes-in-ifrs-3-and-27-consolidation

6. Raub W., Weesie J. Reputation and efficiency in social interactions: an example of network effects // The American J. of Sociology. 1990. Vol. 96. P. 626-654.

7. Carmeli A., Tishler A. The relationships between intangible organizational elements and organi-zational performance // Strategic Management J. 2004. Vol. 25. P. 1257-1278.

8. BVS (Business Valuation Standards) – Стандарти з оцінки бізнесу.

9. Carsberg B.V. The Contribution of P.D. Leake to the Theory of Goodwill Valuation // Journal of Accounting Research. 1966. Vol. 4, № 1. P. 1–15.

10. Courtis J.K. Business goodwill: conceptual clarification via accounting, legal and etymological perspectives // The accounting historians journal. 1983. Vol. 10. № 2. P. 1–38.

11. Україна у вимірі економіки знань / За ред. акад. НАН України В.М. Гейця. - К., 2006. - 592 с.

12. «Best global brands 2007»: - 2007. - 4 (23). - С. 28-34

13. О репутации и чести компании [Электронный ресурс]. – URL: http://landlord.ua/beregut-chest/

14. FinClub [Электронный ресурс]. – URL: https://finclub.net/news/sem-bankirov-proshli-protseduru-otbelivaniya.html

15. Бизнес-журнал Точка зрения бизнеса. Новый уровень репутации [Электронный ресурс]. – URL: https://business-journal.com.ua/strategii/item/718-novyj-uroven-reputatsii

##submission.downloads##

Опубліковано

2017-05-17

Номер

Розділ

Статті