DOI: https://doi.org/10.32626/2227-6246.2009-3.%p

Роль уяви та уявлень в процесі розвитку понятійного мислення

В.О. Горбачов

Анотація


Стаття присвячена актуальній психологічній проблемі
формування в процесі навчання та виховання “особистісного знання”.
Вирішення цієї проблеми вважається перспективним напрямком в
подоланні різних труднощів, які виникають на шляху діалогізації
та гуманізації суспільства.


Ключові слова


“особистісне знання”; мислення; розумові дії; відображення; мотив.

Повний текст:

PDF

Посилання


Алексеев К.И. Психологические исследования мета

форы // Теория и практика коммуникации: Програм

мы. Практикумы. Дайджесты. Переводы. – Вып. 2:

Дайджесты. Переводы. – М.: Университетский гума

нитарный лицей, 1996.

Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в

философии и психологии // Вопросы психологии. –

– № 5.

Арутюнова Н. Д. Функциональные типы языковой

метафоры // Известия АН СССР// Литература и

язык. – 1978. – Т.37. – № 4.

Багдасарова Н. А. Психологические особенности

понимания учебного материала в школьном возрасте:

Дис. ... канд. психол. наук. – Бешкек, 1997. –

с.

Блонский Л. Впровадження принципів гуманістичної

психології у навчально виховний процес: підхід і

педагогічні завдання // Педагогіка і психологія

професійної освіти. – К., 1998. – № 3.

Вічалковська Н. Метафора — чинник розвитку творчих

здібностей старшокласників // Психологія: Наук.

метод. зб. – К.: Освіта, 2000. – Вип. 1.

Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной

речи. – К., 1986.

Виготсъкий Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образо

вания понятий: Методика двойной стимуляции //

Хрестоматия по общей психологии: Психология

мышления. – М., 1981.

Гуманістична парадігма в освіті // Матеріали міжна

родної науково практичної конференції “Вища освіта в

Україні” – К., 1996. – Ч. 1.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт

теоретического и экспериментального психологичес

кого исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. – К., 1984.

Карпенко М.П. Современная модель общего обра

зования на основе экспертного исследования // Мир

психологии. – 1999. – № 1.

Кондаков Н.И. Введение в логику. – М., 1967.

Костюк Г.С. Навчально виховний процес і психічний

розвиток особистості / За ред. Л.М. Проколієнко. – К.:

Радянська школа, 1989. – С. 608.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы

живём. – М., 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –

М.: Политиздат., 1975. – С. 304.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущ

ность. – М.: Мысль, 1994. – С. 6 216.

Люрья Н.И. Психологические особенности развития

рефлексивного знания в дошкольном и младшем

школьном воздаете: Дис. ... канд. психол. наук. – М,

– 170 с.

Максименко С.Д. Основи генетичної психології // Навч.

посібник. – К.: НПЦ “Перспектива”, 1998.

Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл бук,

К.: Ваклер, 1999. – 528 с.

Машбиц Е.И. Психологические основы управления

учебной деятельности. – К.: Вища школа, 1987. –

с.

Моргунова Я.М. Метафора: психологічний вимір //

Актуальні проблеми психології: Наукові записки

Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України /

За ред. академіка С.Д. Максименка. – К.: Нора Друк,

– Вип. 21. – С. 206 210.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.:

Учпедгиз, 1946. – 703 с.

Рычик М.В. От наглядных образов к научным поня

тиям. – К.: Рад. шк., 1987. – 79 с.

Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и

нонсенс в детском воображении // Вопросы пси

хологии. – 1996. – № 2.

Телия В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства

и её экспрессивно оценочная функция // Метафора в

языке и тексте. – М., 1988. – С. 26 51.

Холодная М.Л. Психология интеллекта: парадоксы

исследования. – Москва Томск, 1997.

Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает

учебная деятельность младших школьников? //

Вопросы психологии. – 1998. – № 5.

Шеалб Ю.М. Психологические модели целеполага

ния. – К.: Стилос, 1997. – 240 с.

Шрагина Л. И. Значение метафоры для процесса

понимания // Сучасна психологія в ціннісному вимірі:

Матеріали Третіх Костюківських читань. 20 24 грудня

року. – К., 1994. – Т. 2. – С. 124 125.

Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как

объект психологического исследования // Психол.

журн. – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 121 128.

Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте

психологии способностей // Психол. журн. – 1999. –

Т. 20. – № 1. – С. 78 85.

Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. (ред). Вопросы психо

логии учебной деятельности младших школьников. –

М.:Изд. АПН, 1962. – С. 7 224.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.