НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З ФІЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТІВ ПЕДАГОГІЧНИХ УНІВЕРСИТЕТІВ ЯК ЧИННИК ФОРМУВАННЯ ЇХ ПРЕДМЕТНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ

Автор(и)

  • Л. Ю. Благодаренко Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Ukraine
  • М. І. Шут Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2014-20.185-187

Анотація

Стаття присвячена описанню теоретико-методичних підходів до конструювання змісту навчальної програми з дисципліни «Загальна фізика» для студентів педагогічних університетів. Основний акцент зроблений на тому, що головною метою викладання дисципліни «Загальна фізика» є забезпечення предметної компетентності студента на основі засвоєння ним теорій, законів і моделей сучасної фізики та оволодіння природничо-науковими методами пізнання. Визначено такі системоутворюючі елементи дисципліни «Загальна фізика», як загальнонаукові, природничо-наукові, фундаментальні фізичні знання та знання профільної спрямованості. Показано, що в структурі нормативних навчальних дисциплін фізика є основним компонентом природничо-наукової освіти студентів педагогічних вищих навчальних закладів.

Ключові слова: навчальна програма нормативної дисципліни «Загальна фізика», напрям підготовки «Фізика*», системоутворюючі елементи дисципліни «Загальна фізика».

Статья посвящена описанию теоретико-методических подходов к конструированию содержания учебной программы нормативной дисциплины «Общая физика» для студентов педагогических университетов. Основной акцент сделан на том, что главной целью преподавания дисциплины «Общая физика» является обеспечение предметной компетентности студента на основе усвоения им теорий, законов и моделей современной физики и овладения естественно-научными методами познания. Определены такие системообразующие элементы дисциплины «Общая физика», как общенаучные, естественно-научные, фундаментальные физические знания и знания профильной направленности. Обоснована необходимость модернизации подходов к учёту в содержании программы междисциплинарных связей физики с науками, с которыми она имеет общие объекты и методы исследования. Показано, что при разработке новой учебной программы по физике основное внимание было уделено фундаментальности характера физического знания как философии науки и методологии природоведения, теоретическим основам современной техники и производственных технологий, образовательному, мировоззренческому и воспитательному значению дисциплины «Общая физика». Определены возможности эффективного использования новой учебной программы нормативной дисциплины «Общая физика» для студентов педагогических университетов путём создания методических комплексов, которые будут нацелены на формирование базовых параметров личности соответственно социально обоснованной модели выпускника высшей школы. Также констатировано, что основную роль в создании учебно-методических комплексов играет разработка их содержательного наполнения, которое обеспечивает системное внедрение педагогических методов и приёмов, направленных на реализацию инновационной модели обучения физике в высшей школе.

Ключевые слова: учебная программа нормативной дисциплины «Общая физика», направление подготовки «Физика*», системообразующие элементы дисциплины «Общая физика».

The article is sanctified to description of the theoretical and methodical going near constructing of maintenance of online tutorial from discipline «General physics» for the students of pedagogical universities. A basic accent is done on that the primary objective of teaching of discipline «General physics» is providing of subject competence of student on the basis of mastering to them of theories, laws and models of modern physics and capture of cognition natural-science methods. Certainly such system found elements of discipline «General physics», as scientific, natural-science, fundamental physical knowledge and knowledge of profile orientation. It is shown that in the structure of normative educational disciplines of physicist is the basic component of naturally-scientific education of students of pedagogical higher educational establishments.

Key words: Оп-1іпє tutorial of normative discipline “General physics”, direction of preparation of “Physicist*”, system found elements of discipline “General physics”.

Посилання

Шут М.І. Методологічні аспекти підготовки фахівців з фізики / М.І. Шут, Л.Ю. Благодаренко // Науковий часопис НПУ ім. М.П. Драгоманова. Серія № 3 «Фізика і математика у вищій і середній школі» : зб. наук. праць. - К. : Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2006. - Випуск №2. - С. 20-22.

Шут М. Історія фізичних досліджень в Україні у навчанні фізики : навчально-методичний посібник / М. Шут, Л. Благодаренко, В. Андріанов. - К.: Шкільний світ, 2008. -Частина І. - 80 с.

Шут М. Історія фізичних досліджень в Україні у навчанні фізики : навчально-методичний посібник / М. Шут, Л. Благодаренко, В .Андріанов. - К. : Шкільний світ, 2008. -Частина II. - 47 с.

Загальна фізика. Програма навчальної дисципліни для студентів вищих педагогічних закладів освіти / автори-укладачі: М.І. Шут, І.Т. Горбачук, В.П. Сергієнко. - К., 2005. - 48 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-12-15