ПЕДАГОГІЧНА СИСТЕМА РОЗВИТКУ МЕТОДОЛОГІЧНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ ПРИРОДНИЧИХ ДИСЦИПЛІН У ПРОЦЕСІ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ

Автор(и)

  • О. О. Лаврентьєва Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих НАПН України, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2014-20.279-282

Анотація

У статті розкривається концептуальна ідея побудови педагогічної системи розвитку методологічної культури майбутнього вчителя природничих дисциплін. Методологічну культуру представлено як стрижень ієрархічної системи елементів у структурі професійно-педагогічної культури, а педагогічну систему її розвитку - як взаємозумовлену сукупність організаційно-методичних заходів, що забезпечують результативність цього процесу, а також педагогічних засобів, які підсилюють його ефективність. Розроблена педагогічна система є відкритою складною системою, в якій автором виокремленні підсистеми, що мають самостійне значення й водночас в єдності забезпечують працездатність, узгодженість педагогічної системи в цілому. Такими підсистемами є: формування готовності викладачів до становлення в студентів особливого для сфери освіти стилю мислення; моніторингу стану педагогічної системи й розвитку методологічної діяльності майбутнього вчителя природничих дисциплін.

Ключові слова: методологічна підготовка вчителя природничих дисциплін.

В статье раскрывается концептуальная идея построения педагогической системы развития методологической культуры будущего учителя естественнонаучных дисциплин. Методологическая культура представлена как стержень иерархической системы элементов в структуре профессионально-педагогической культуры, а педагогическую систему ее развития - как взаимообусловленная совокупность организационно-методических мероприятий, обеспечивающихрезультативность этого процесса, а также педагогических средств, усиливающих его эффективность. Разработанная педагогическая система является открытой сложной системой, в ней автором выделены подсистемы, которые имеют самостоятельное значение и вместе с тем в единстве обеспечивают эффективность, согласованность педагогической системы в целом. Такими подсистемами являются: формирование готовности преподавателей к становлению у студентов особого для сферы образования стиля мышления; мониторинга состояния педагогической системы и развития методологической деятельности будущего учителя естественнонаучных дисциплин.

Ключевые слова: методологическая подготовка учителя естественнонаучных дисциплин.

In article the conceptual idea of construction of the pedagogical system opens up. A methodological culture is presented as a bar of the hierarchical system of elements in the structure of professionally-and-pedagogical culture, and pedagogical system of its development - as mutually conditioned totality of organizationally-methodical events that provide effectiveness of this process, and also pedagogical facilities that strengthen its efficiency. The worked out pedagogical system difficult opens system, in that by an author the distinguished subsystems that have an independent value and at the same time in unity provide a capacity, co-ordination of the pedagogical system on the whole. Such subsystems are: forming of readiness of teachers to becoming for the students of the special for the sphere of education style of thinking; to monitoring of the state of the pedagogical system and development of methodological activity future Sciences teacher.

Key words: future Sciences teacher methodological professional training process.

Посилання

Бойко Е.Ф. Совершенствование методологической культуры учителя в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Бойко Елена Фёдоровна. - Новокузнецк, 2003. - 159 с.

Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие / Ната Борисовна Крылова. - М. : Высш. шк., 1990. - 142 с.

Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. -Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

Маврин С.А. Образовательные ресурсы сети Интернет по педагогике : методическая разработка / С.А. Маврин. -Самара : Изд-во СГПУ, 2005. - 39 с.

Харченко Л.Н. Теория и практика биологического образования в современном педагогическом вузе : дис. ... д-ра пед.

наук : 13.00.08 / Харченко Леонид Николаевич. - Ставрополь, 2002. - 399 с.

Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Ходусов Александр Николаевич. - М., 1997. - 430 с.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения : монография / А.В. Хуторской. -М. : Изд-во МГУ 2003. - 416 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-12-15