ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ

Автор(и)

  • Б. Вычавский Учебный комплекс общественных школ в Koпытовой, Poland

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2015-21.322-325

Анотація

В статье рассматриваются различные способы мотивации детей и молодежи к обучению, а также поднимается вопрос, кто должен ставить задачи, влияющие на мотивацию учащихся с целью принятия соответствующих решений. Автор обращается ко многим ученым, заинтересованных проблемой мотивации, цитируя определения В. Оконя, Т. Томашевсого, Т. Гордон,

С. Мики, З. Путкевича, Е. И. Ласки и других, которые в своих публикациях указывают на значительную роль мотивации и среди детей и молодежи, а также причины мотивации. Автор обращает внимание на последствия неудач таких, как слишком высокая самооценка или опасения относительно собственного существования или подхода к обучению. Процесс распознавания данной проблемы начинается в младшем школьном возрасте, значимую роль в котором играют учителя, владеющие соответствующим знаниями, опытом и компетенцией. Автор статьи отмечает основные факторы, влияющие на мотивацию учащегося, а именно: определение связей между «книжными» знаниями и повседневной реальностью, улучшение знаний, получаемых в школе посредством участия в экскурсиях, просмотр образовательных программ, участие в разнообразных школьных кружках и организациях, которые помогли бы повлиять на расширение горизонтов, умений и жизненных увлечений.

Ключевые слова: мотивация, мотивы обучения, ученик, образование, методы, педагогическая среда.

У статті розглядаються різні способи мотивації дітей та молоді до навчання, а також піднімається питання, хто повинен ставити завдання, які впливають на мотивацію прийняття відповідних рішень. Автор звертається до багатьох науковців, які досліджують проблему мотивації, цитуючи визначення В. Оконя, T. Томашевского, T. Гордон, С. Міки, З. Путкевича,

Е.И. Ласки та інших, які у своїх публікаціях вказують на значну роль мотивації серед дітей і молоді, а також на причини, що можуть мотивувати дитину до навчання. Автор також звертає увагу на наслідки невдач як, наприклад, завищена самооцінка або побоювання відносно свого існування чи підходу до навчання. Процес розпізнавання проблеми розпочинається в молодшому шкільному віці, значиму роль в якому відіграють вчителі, які володіють відповідними знаннями, досвідом та компетенцією. Автор статті описує чинники, які впливають на мотивацію учня, а саме: визначення зв'язків між «книжковими» знаннями і повсякденною реальністю, поліпшення знань, отримуваних в школі через участь в екскурсіях, перегляд освітніх програм, участь в різноманітних шкільних гуртках і організаціях, які допомогли б вплинути на розширення горизонтів, уміння та життєві захоплення.

Ключові слова: мотивація, мотиви навчання, учень, освіта, методи, педагогічне середовище.

The author of the article examines different ways of children and young people motivation in education. Many scientists are interested in problem of motivation, so the researcher quotes definitions of W. Okon, T. Tomaszewski, T. Gordon, S. Mika,

Z. Putkiewicz, E.I. Laska and others, who in their publications specifies the considerable role of motivation among children and young people and indicates motives of studying. The author pays his attention to consequences of failures such, as a too high self-appraisal or fears concerning ones existence or methods of education. The process of recognition of this problem begins in a midchildhood, where teachers, who has corresponding knowledge, experience and competence, play a significant role. The author of the article marks basic factors, that influence on motivation in studying, i.e. determination of connections between book-learning’s and everyday reality, improvement of knowledge given at school by means of participating in excursions, viewing of the educational programs, participating in various school circle and societies, that would help to influence on expansion of horizons, abilities and enthusiasm.

Key words: motivation, motives of studying, pupil, education, methods, pedagogical environment.

Посилання

Bandura L., Trudnosci w procesie uczenia siç, Warszawa 1964, s. 31.

Barlôg K., Dziecko niepelnosprawne w programach oddzialy-wan wyrôwnawczych, [w:] W. Furmanek, Klawiatura proble-môw pedagogiki..., Rzeszôw 2007, s. 36.

Biernat T., Motywacja do nauki szkolnej, «Wychowanie na co Dzien», 1998, nr 12, s. 30-31.

Czaja I., Motywy uczenia siç, «Wychowawca» 2001, nr 5, s. 9-10.

Gordon T., Wychowanie bez porazek w szkole, Warszawa 1997, s. 23-47.

Jan Pawel II, Adhortacja Familiaris consortio, p. 4.

Kawalec J., Rola srodowiska rodzinnego w wychowaniu dzie-cka sukcesu, «Edukacja i Dialog», 2000, nr 5, s. 57-65.

Kuzniak I., Preferowane wartosci wspôlczesnej mlodziezy, [w:] W krçgu edukacji nauk pedagogicznych, (red) E. Kamedula, J. Kuzniak, E. Piotrowski Poznan 2003, s. 328-333.

Laska E. I., Edukacja nauczycieli wobec przemian szkoly, [w:] Refleksje nad skutecznosciq (efektywnosciq) ksztalcenia na-uczycieli, Rzeszôw 2007, 58-59.

Laska E. I., Nauczyciel wobec wczesnej edukacji dzieci, Rzeszôw 2007 s. 212.

Laska E. I., Uwarunkowania i efekty innowacji pedagogicznych nauczycieli klas poczqtkowych, Rzeszôw 1998, s.76.

Lech M., Warunek efektywnosci, «Zycie szkoly», 2004, nr 1, s. 32-33.

Locke A. E., Jak uczyc siç efektywnie: metody i motywacja: praktyczny poradnik; przel. R. Kirwiel, Poznan 2004, XI [3].

McGinnis A. L., Sztuka motywacji, Warszawa 1992.

Mika S., Skutecznosc kary w wychowaniu, Warszawa 1969; G. Mendecka, Niebieska linia, nr 1/2005; [w:] Nowa swiado-mosc kary w rodzinie pochodzenia i prokreacyjnej Odrowqz -Pieniqzek A., Mlodziez i kryzys wartosci, «Los», nr 11 (22) XI 2007, s. 27.

Okon W., Slownik Pedagogiczny, Warszawa 2001, s. 246.

Paluch M., Czlowiek w zmieniajqcym si? spoleczenstwie, Brzesko 2007, s. 41.

Paluch M., Pedagogiczne i psychologiczno - spoleczne aspekty integracji Polski z Uniq Europejskq, Brzesko 2007, s. 16-17.

Pieter J., Oceny i wartosci, Katowice 1973.

Putkiewicz Z., Motywy szkolnego uczenia si? mlodziezy, Warszawa 1971, s. 19.

Putkiewicz Z., Podstawy psychologii dla nauczycieli, Warszawa 1971.

Slownik psychologii, pol. Wyd. (red.) I. Kurcz, K. Skarzynska, Warszawa 2005, s. 687.

Sowa K., Motywacje ucznia do nauki, «Dyrektor Szkoly», 2001 nr 11, s. 23-26.

Szewczuk W., Psychologia, t. 2, Warszawa 1966, s. 13.

Tyszkowa M., Czynniki determinujqce prace szkolna dziecka, Warszawa 1964.

##submission.downloads##

Опубліковано

2015-09-24