СТИЛЬОВИЙ ПІДХІД ЯК ВАЖЛИВА УМОВА ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПЕДАГОГА – МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ ФІЗИКИ

Автор(и)

  • Наталія Анатоліївна Мисліцька Вінницький державний педагогічний університет ім. М. Коцюбинського, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2016-22.144-147

Анотація

У статті докладно розкрито поняття стилю, когнітивного стилю та стилю мислення. Обґрунтовано, що ігнорування викладачем впливу пізнавальних стилів студентів під час організації навчально-пізнавальної  діяльності суттєво знижує якість підготовки студентів, не дає можливості ефективно задіяти їх інтелектуальні ресурси. Виявлено, що розвиток мислення студентів залежить від індивідуальної траєкторії формування характеристик мислення. Але ступінь розвитку розглянутих характеристик тісно пов’язана з індивідуальним пізнавальним стилем конкретної особистості - як студент кодує отриману інформацію, як її переробляє, і який стиль постановки проблеми є у нього домінуючим. Проаналізовано особливості кодування інформації студентами лівопівкульного і правопівкульного типу мислення, розкрито специфіку стилів переробки інформації в контексті розвитку мислення. Запропоновано напрями діяльності викладача для реалізації стильового підходу в навчально-виховному процесі.

Ключові слова:мислення студента, стильовий підхід, стиль, індивідуальний пізнавальний стиль, стильначання, когнітивний стиль, стиль кодування інформації, функціональна асиметрія мозку.

В статье подробно раскрыто понятие стиля, когнитивного стиля и стиля мышления. Обосновано, что игнорирование преподавателем влияния познавательных стилей студентов при организации учебно-познавательной деятельности существенно снижает качество подготовки студентов, не дает возможности эффективно задействовать их интеллектуальные ресурсы. Выявлено, что развитие мышления студентов зависит от индивидуальной траектории формирования характеристик мышления. Но степень развития рассматриваемых характеристик тесно связана с индивидуальным познавательным стилем конкретной личности - как студент кодирует полученную информацию, как ее перерабатывает, и какой стиль постановки проблемы у него доминирующим. Проанализированы особенности кодирования информации студентами левополушарного и правополушарного типа мышления, раскрыта специфика стилей переработки информации в контексте развития мышления. Предложены направления деятельности преподавателя для реализации стилевого подхода в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: мышление студента, стилевой подход, стиль, индивидуальный познавательный стиль, стиль учения, когнитивный стиль, стиль кодирования информации, функциональная асимметрия мозга.

The article explained in detail the concept of style, cognitive style, and the style of thinking. It is proved that ignoring the teacher influence the cognitive styles of students in the organization of learning and cognitive activity significantly reduces the quality of training of students, makes it impossible to make effective use of their intellectual resources. It was revealed that the development of students' thinking depends on the individual characteristics of the trajectory of formation of thinking. But the degree of development of the considered characteristics closely associated with individual cognitive style of a particular person - a student encodes the information as it processes, and what style of the problem in his dominant. The peculiarities of the students left hemisphere of encoding information and hemispheric type of thinking, disclosed the specifics of styles of information processing in the context of the development of thinking. The directions of activity of the teacher to implement stylistic approach in the educational process.

Key words: thinking of student, stylistic approach, style, individual cognitive style, learning styles, cognitive style, the style of coding information, functional asymmetry of the brain.


Посилання

Костенко Е.Г. Формирование индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Костенко Елена Геннадиевна – Кострома, 2015. – 177 с.

Леутин В.П. Функциональнаяасимметриямозга: мифы и действительность/ В.П. Леутин, Е.И. Николаева СПб.: Речь, 2005. - 368 с

Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность / А.В. Либин // Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука. – 1991. – С. 131-170.

Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В.А. Москвин, Н.В. Москвина – М: Смысл, 2011. – 480 с.

Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Подобщ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.

Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.:Питер, 2009. – 656 с.

Холодная М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума:учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М.А. Холодная – М.: Питер, 2004.– 384 с.

##submission.downloads##