ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-ФИЗИКА

Автор(и)

  • Констянтин Георгійович Нікіфоров Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Russian Federation
  • Ніна Леонідівна Мислинська Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Russian Federation

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2016-22.208-210

Анотація

Обсуждены пути формирования образовательной программы подготовки бакалавра и магистра педагогического образования (профиль «физическое образование»). Авторский курс «История современной физики» описан как модуль вариативной части программы.

Авторами разработан курс истории физики «квантовой эры» на основе её персонифицирования. С другой стороны, авторы стремились показать, что современная физика, – это коллективное творчество. Многие открытия, с одной стороны, сделаны большими научными коллективами, а с другой – одновременно в разных научных центрах.

Авторы курса рассмотрели в его рамках творческий путь таких создателей квантовой эры, как Абдус Салам, Ж.И. Алфёров, Дж. Бардин, Ф. Блох, Г. Гамов, М. Гелл-Манн, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, П. Ланжевен, Л. Ледерман, Л. Неель, И. Пригожин, А.М. Прохоров, И.Е. Тамм, Р. Фейнман, Э. Ферми, Я.И. Френкель, Л. Эсаки.

Ключевые слова: физическое образование, образовательный процесс, содержательная основа обучения, история современной физики.

Обговорено шляхи формування освітньої програми підготовки бакалавра і магістра педагогічної освіти (профіль «фізична освіта»). Авторський курс «Історія сучасної фізики» описаний як модуль варіативної частини програми.

Авторами розроблений курс історії фізики «квантової ери» на основі її персоніфікації. З іншого боку, автори прагнули показати, що сучасна фізика, – це колективна творчість. Багато відкриття, з одного боку, зроблені великими науковими колективами, а з іншого – одночасно у різних наукових центрах.

Автори курсу розглянули в його рамках творчий шлях таких творців квантової ери, як Абдус Салам, Ж. В. Алфьоров, Дж. Бардін, Ф. Бліх, Р. Гамов, М. Гелл-Манн, А. Ф. Іоффе, П. Л. Капіца, Л. Д. Ландау, П. Ланжевен, Л. Ледерман, Л. Неель, В. Пригожин, А. М. Прохоров, В. О. Тамм, Р. Фейнман, Е. Фермі, Я. І. Френкель, Л. Есакі.

Ключові слова: фізична освіта, освітній процес, змістовна основа навчання, історія сучасної фізики.

Ways of formation of the educational program of training of the bachelor and the master of pedagogical physical education are discussed. The author's course "Modern Physics History" is described as the module of a variable part of the program.

Authors have developed a course of history of physics of the quantum era on the basis of personification. On the other hand, authors sought to show that the modern physics is a collective creativity. Many developments are made by research teams and - at the same time - in different scientific centers.

In this framework authors have considered the quantum era creators such as Abdus Salam, Zh.I. Alfyorov, J. Bardin, F. Bloch, G. Gamov, M. Gell-Mann, A.F. Ioffe, P.L. Kapitsa, L.D. Landau, P. Lanzheven, L. Lederman, L. Neel, I. Prigogine, A.M. Prokhorov, I.E. Tamm, R. Feynman, E. Fermi, Ya.I. Frenkel, L. Esaki.

Key words: physical education, educational process, substantial basis of training, the history of modern physics.

Посилання

Никифоров К.Г. О содержательной стороне основной образовательной программы подго-товки бакалавра – магистра физико-математического образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения // Збiрник наукових праць Кам’янець-Подiльского Нацiонального университету. Серiя педагогiчна. Вип.15. Кам’янець-Подiльский, 2009. – С.35-37.

Атаманчук П.С., Никифоров К.Г., Губанова А.А., Мыслинская Н.Л. Педагог-физик XXI века. Основы формирования профессиональной компетентности. – Калуга – Каменец-Подольский: Изд-во КГУ им. К.Э.Циолковского, 2014. – 278 с.

Никифоров К.Г. Модуль «Современные проблемы физики» в программе подготовки маги-стра педагогического образования (профиль «физика») // Збiрник наукових праць Кам’янець-Подiльского Нацiонального университету. Серiя педагогiчна. Вип.18. Кам’янець-Подiльский, 2012. – С.71-72.

Никифоров К.Г. О становлении и развитии триады «нанофизика–нанотехнология–наноэлектроника» // Збiрник наукових праць Кам’янець-Подiльского Нацiонального университету. Серiя педагогiчна. Вип. 20. Кам’янець-Подiльский, 2014. – С.145-147.

Месси Г. Новая эра в физике. – М.: Госатомиздат, 1963. – 326 с.

Льоцци М. История физики. – М.: Мир, 1970. – 464 с.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX вв.). – М.: Наука, 1979. – 317 с.

Акоста В., Кован К., Грэм Б. Основы современной физики. – М.: Просвещение, 1981. – 495 с.

Ансельм А.И. Очерки развития физической теории в первой трети XX века. – М.: Наука, 1986. – 248 с.

Типлер П.А., Ллуэллин Р.А. Современная физика. В 2-х т. – М.: Мир, 2007. Т.1. – 496 с.; Т.2. – 416 с.

##submission.downloads##