ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА

Автор(и)

  • Виктор Батанов

DOI:

https://doi.org/10.32461/2226-3209.1.2020.196567

Ключові слова:

фортепианная музыка, жанр, стиль, стилистика, традиция, музыкальное мышление, звуковой образ.

Анотація

Цель исследования – определить жанрово-стилевые маркеры европейской фортепианной музыки в произведениях китайских композиторов ХХ века в качестве стилеобразующих элементов. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении стилистики фортепианной китайской музыки ХХ века в аспекте претворения на национальной почве европейских традиции фортепианного искусства. Данный аспект не становился специальным объектом музыковедческого интереса, представленного исследованиями китайских авторов. Европейский стилистический комплекс фортепианных произведений китайских композиторов выделен в качестве фундаментального стилеобразующего фактора. Методология исследования опирается на метод музыковедческого жанрово-стилевого анализа, основные принципы компаративного метода, а также музыкально-исторический подход к явлениям музыкального искусства. Данная методология позволяет выявить отдельные элементы музыкальной выразительности фортепианных пьес китайских композиторов («свои», сформированные на основании национальной культуры, и «чужие», берущие истоки в европейских традициях фортепианной музыки), которые в художественной целостности музыкального произведения образуют индивидуальный авторский стилистический комплекс. Выводы. В фортепианных произведениях китайских композиторов обнаруживаются фактурные, гармонические и ладовые элементы, которые образуют устойчивый стилистический комплекс «звукового образа» фортепиано ХХ века. К основным из этих элементов относятся линеарная и токкатная фактура, ударно-беспедальная техника, полиладовые и политональные комплексы. Данный комплекс является постоянной величиной в разнообразии образцов фортепианной миниатюры, широко представленной в творчестве китайских композиторов, что обусловлено базовым значением европейских традиций фортепианной музыки для формирования творческих индивидуальностей рассматриваемых авторов. Оригинальное преломление ведущих стилевых тенденций европейского музыкального искусства ХХ века (неоклассицизма и неофольклоризма) на почве национальных традиций китайской музыки является ведущей предпосылкой художественной целостности фортепианных произведений китайских композиторов

Посилання

Абдуллина Г. В., Сунь Я. Особенности китайской фортепианной музыки второй половины ХХ века. Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 11 (97). Ч. 2. С. 322-326.

Гайдай П. В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. 3 (88). С. 61-64.

Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века. Очерки. Ленинград-Москва: Советский композитор, 1976. 295 с.

Ивлев Л. Десять абзацев о «литературе шрамов». URL: sanwen.ru/2012/01/04/desyat-abzacev-o-literature-shramov

Ли Юнь. Фортепианная аранжировка в истории китайской музыки.URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-5/33-li-yun.pdf

Мао Дзе Дун. Разговор с музыкантом. Руководство партии о искусстве 1956.

Хуан Пин. Борис Захаров и его роль в становлении китайской фортепианной школы. Известия Рос-сийского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. № 69. С. 527-531.

Хуан Пин. Китайское фортепианное искусство первой половины ХХ века в его взаимосвязях с рус-ской фортепианной школой. URL: http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/index.html@id=5874

Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. Москва, 1952. 320 с.

Ю Жунь Ян. Правила инструментального творчества. Народная музыка, 1979.

Янь Чжихао. Проблеми фортепіанного мистецтва Китаю у працях китайських дослідників. Українська музика. 2017/4 (26). С. 94-101.

##submission.downloads##

Опубліковано

2019-12-17

Номер

Розділ

Мистецтвознавство