Теоретичні психолого-педагогічні основи вчення про домінанту та дезрегуляційну детермінанту

Authors

  • О.П Яшна
  • О.М. Макаренко
  • Д.І. Бойко

Keywords:

автор, вчення, центральна нервова система, формування, функція

Abstract

Анотація. Висвітлено етапи ровзитку вчення про домінінту та дезрегуляційну детермінанту. Роз- глянуто школи видатних вчених нейрофізіологів і встановлено відсутність систематизації даних щодо розвитку цього вчення в науковій літературі. Метою данного дослідження є теоретичний аналіз вчення про домінінту та дезрегуляційну детермінанту. У ході дослідження було використано метод аналізу та синтезу літературних джерел.У результаті було встановлено, що система домінанти та дезрегуляційної детермінанти є складовою одного процесу у нервовій системі, відображаючих різні боки регуляції та реагування останньої.Висновки. Вивчення вчення про домінанту та дезрегуляційну детермінанту дає змогу практично досліджувати принцип формування патологічної детермінанти та її руйнування.Ключові слова: автор, вчення, центральна нервова система, формування, функція. Аннотация. Освещены этапы развития учения о доминанте и дезрегуляционной детерминанте. Рассмотрены школы выдающихся ученых нейрофизиологов и установлено отсутствие систематизации данных по развитию этого учения в научной литературе. Целью данного исследования является теоретический анализ учения о доминанте и дезрегуляционной детерминанте. В ходе исследования был использован метод анализа и синтеза литературных источников.В результате было установлено, что система доминанты и дезрегуляционной детерминанты является составляющей одного процесса в нервной системе, отражающих разные стороны регуляции и реагирования последней.Выводы. Изучение учения о доминанте и дезрегуляционной детерминанте позволяет практически исследовать принцип формирования патологической детерминанты и ее разрушения.Ключевые слова: автор, учения, центральная нервная система, формирование, функция. Abstract. The stages of development of the doctrine on the dominant and dysregulation determinant have been clarifiel. The schools of outstanding cientific neurophysiologists have been examined and the lack of sys- tematization of the data on the development of this doctrine in cientific literature has been established. An ob- jective of this research is a theoretical analysis of the doctrine on the dominant and dysregulation determinant. During the research the method of the analysis and synthesis of references was used. As a result it has been established that the system of the dominant and dysregulation determinant is a component of one process in the nervous system, reflecting the different parties of the regulation and reaction of the last one.Conclusions. Studying of the doctrine about the dominant and dysregulation determinant allows practi- cal investigating of the principle of pathological determinant formation and its destruction.Keywords: author, teachings, central nervous system, the formation, function.

References

Анохин П.К.Физиологические аспекты функциональной системы //П.К. Анохин. – Избр. труды. – Изд. «Наука». – М.- 1978. – С. 49-107.

Бернштейн Н.А. О построении движений /Н.А. Бернштейн. – М: Книга по требованию,

– 253 с.

Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехтерева; под ред. С.В. Медведева. – М.: АСТ; СПб: Сова, Владимир: ВКТ, 2010.– 399 с.

Крыжановсикий Г.Н. Дезрегуляционная патология / Г.Н. Крыжановский. – М., 2002. – 96 с.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. – АН СССР. –Изд. 2-е. – Т.6. – М.- Л.- 1952. – С. 7-39.

Пак, П.А. Физиология высшей нервной деятельности: монография. / П.А. Пак, А.А. Ша- тохин. – Невинномысск: Изд-во НИЭУП, 2008. – 209с.

Сеченов И.М. Собрание сочинений И.М. Сеченова. В 2 томах // И.М.Сеченов. – Изд-во МГУ, 1907. – 732 с.