Дослідження коливань валопроводу турбоагрегата Т-250/300-240 при просадці опор та миттєвому розбалансуванні 

Авторы

  • Н. Г. Гармаш Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины, Ukraine

Ключевые слова:

ротор, валопровод, турбоагрегат, дефект, вибрационные характеристики

Аннотация

Разработано методическое и программное обеспечение, позволяющее на основе метода конечных элементов с непосредственным интегрированием уравнений движения шаговым методом Ньюмарка, решать задачи вынужденных изгибных, продольных, крутильных колебаний и переходных процессов валопроводов на сложных упруго-демпферных опорах. Программное обеспечение позволяет определять вибрационные характеристики начальных и приобретенных при эксплуатации дефектов валопровода турбоагрегата. Используется конечноэлементная стержневая расчетная модель валопровода турбоагрегата Т-250/300-240. Диски ступеней с лопатками, муфты, фланцы или балансировочные грузы моделируются сосредоточенными массами и моментами инерции. В месте соединения соседних роторов учитываются жесткости стыковочных элементов, а также несовершенства соединения – радиальный зазор (коленчатость вала) или излом осей участков. Осуществляется идентификация модели на соответствие результатов расчетов экспериментальным значениям виброхарактеристик, полученным с помощью системы вибродиагностики. Проводилось численное моделирование колебаний валопровода турбоагрегата Т-250/300-240 в случаях несовершенства соединения фланцев роторов – несоосности осей (коленчатости) роторов, излома оси валопровода, просадки опор и мгновенной разбалансировки валопровода. Введение дефектов приводит к изменению амплитуд, фаз и частот колебаний, а также траекторий движения отдельных точек валопровода. Полученные результаты позволили оценить влияние наиболее распространенных дефектов на вибрационные характеристики валопровода турбоагрегата Т-250/300-240. Определенные вибропризнаки дефектов позволяют расширить возможности экспертной системы оценки их наличия и развития, которая является составной частью автоматизированной системы вибродиагностики турбоагрегата.

Биография автора

Н. Г. Гармаш, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины

кандидат технических наук

Библиографические ссылки

Shul'zhenko, N.G. et al. (2011) Zadachi termoprochnosti, vibrodiagnostiki i resursa energoagregatov (modeli, metody, rezul'taty issledovanij) –Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, 2011.–370 s.

Shul'zhenko, M.G. (2014) Dіagnostuvannja vіbracіjnogo stanu, termomіcnostі ta resursu energetichnih agregatіv. Vіsnik NAN Ukraine. –№ 12.– S. 39–43.

Bate, K. et al. (1982) Chislennye metody analiza i metod konechnyh elementov. – M.: Strojizdat – 448 s.

Shul'zhenko, M.G. et al. (2014) Modeljuvannja kolivan' valoprovodu turboagregata za najavnostі ekspluatacіjnih defektіv. Vіbracіi v tehnіcі ta tehnologіjah. – № 2 (74).– S. 93–100.

Shul'zhenko, N.G. et al. (2002) Identifikacija sterzhnevyh modelej valoprovodov po dannym eksperimental'nyh issledovanij. Problemy mashinostroenija. –№ 4.– S. 67–71.

Shul'zhenko, M.G. et al. (2014) Vibrodiagnostirovanie rotornyh agregatov avtomatizirovannymi stacionarnymi i mobil'nymi sistemami. Vіbracіi v tehnіcі ta tehnologіjah. – № 3 (75). – S. 101–110.

Kostjuk, A.G. (1982) Dinamika i prochnost' turbomashin. – M.: Mashinostroenie, 1982. – 264 s.

Опубликован

2015-04-01

Выпуск

Раздел

Динамика и прочность машин