Численный метод повышенного порядка точности для задач аэроупругости
Ключевые слова:
вычислительная аэродинамика, аэроупругость в турбомашинах, нестационарный поток, нестационарные нагрузкиАннотация
Точность определения условий возможного возникновения неконтролируемых колебаний лопаток турбины зависит от точности и детализации решения аэродинамической задачи. Повышенная точность моделирования необходима для сложных потоков, в которых присутствуют ударные волны, т.е. в транс- и сверхзвуковых потоках. Основная цель настоящей работы – оценить влияние порядка аппроксимации численной схемы на нестационарные характеристики решетки лопаток в потоке трансзвукового газа. В работе представлены результаты моделирования трансзвукового течения в каскаде вибрирующих профилей турбины с использованием методов различной точности и проведена количественная оценка соответствия результатов порядку аппроксимации. Представлен метод численного моделирования течения вязкого сжимаемого газа через решетку колеблющихся лопастей. Этот метод предназначен для решения нестационарных двухмерных уравнений Навье-Стокса, осредненных по Рейнольдсу и замкнутых уравнением моделирования турбулентности. Для аппроксимации исходных уравнений используются четыре различные числовые схемы: оригинальная схема Годунова первого порядка аппроксимации, схема Годунова-Колгана, имеющая аппроксимацию локально второго порядка, схема ENO второго порядка и схема ENO, которая имеет локально третий порядок. В качестве объекта исследования выбрана решетка турбинных профилей, которая была исследована в Лозаннском политехническом институте. Проведен подробный анализ полученных результатов расчета. Осуществлено сравнение с результатами численного моделирования приближения второго и первого порядка, а также с экспериментальными данными. Показано, что численное моделирование сложных трансзвуковых потоков требует применения методов с повышенной точностью. Недостаточный порядок аппроксимации может иногда приводить к значительным искажениям результатов, вплоть до изменения знака работы аэродинамических сил. Наряду с применением схем более высокого порядка необходимо использовать адаптивные вычислительные решетки, которые учитывают особенности потока и не вносят дополнительной ошибки в областях с большими градиентами значений.Библиографические ссылки
Brouwer, K., Crowell, A. R., McNamara, J. J. (2015). Rapid Prediction of Unsteady Aeroelastic Loads in Shock-Dominated Flows. Proc. of 56th AIAA/ASCE/AHS/ASC Structures, Structural Dynamics, and Materials Conf. pp. 1–20.
Padmanabhan, M. A., Pasiliao, C. L., Dowell, E. H. (2014) Simulation of Aeroelastic Limit-Cycle Oscillations of Aircraft Wings with Stores. AIAA J., Vol. 52, No 10, pp. 2291–2299.
Chen, T., Xu, M., Xie, L. (2014). Aeroelastic Modeling Using Geometrically Nonlinear Solid-Shell Elements. AIAA J., Vol. 52, No 9, pp. 1980–1993.
Kersken, H., Frey, C., Voigt, C., Ashcroft, G. (2012). Time-Linearized and Time-Accurate 3D RANS Methods for Aeroelastic Analysis in Turbomachinery. ASME. J. Turbomach., Vol. 134(5), pp. 051024-051024-8.
Gupta, K. K., Voelker, L. S. (2012). Aeroelastic Simulation of Hypersonic Flight Vehicles. AIAA J., Vol. 50, No 3, pp. 717–723.
Gnesin, V. I., Bykov, Yu. A. (2004). Numerical investigation of aeroelastic characteristics of turbine rotor in off-design mode. J. of Mech.Eng., Vol. 1, No 7, pp. 31–40 (in Russian).
Gendel, S., Gottlieb, O., Degani, D. (2015). Fluid–Structure Interaction of an Elastically Mounted Slender Body at High Incidence. AIAA J., Vol. 53, No 5, pp. 1309–1318.
Wilcox, D. C. (1988).Reassessment of the Scale-Determining Equation for Advanced Turbulence Models. AIAA J., Vol. 26, No 11, pp. 1299–1310.
Yershov, S. V., Bykov, Yu. A., Smulsky, Ya. I., Sharov, K. A., Terekhov, V.I.(2013). Numerical and experimental investigation of backward-facing step flow with passive flow control. Visnyk NTU 'KhPI', No 56, pp. 199–203 (in Russian).
Rusanov, A. V., Yershov, S. V. (2008).Mathematical modeling of unsteady gas-dynamic processes in the flowing parts of turbomachines: monograph.Kharkov: IPMash NASU (in Russian).
Bolcs, A., Fransson, T. H. (1986). Aeroelasticity in Turbomachines. Comparison of Theoretical and Experimental Cascade Results. Communication du Laboratorie de Thermique Appliquee et de Turbomachines,Lausanne, EPFL. No 13.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2018 Yu. А. Bykov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivatives» («Атрибуция — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы оставляют за собой право на авторство своей работы и передают журналу право первой публикации этой работы на условиях лицензионного договора (соглашения).
- Авторы имеют право заключать самостоятельно дополнительные договора (соглашения) о неэксклюзивном распространении работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном хранилище учреждения или публиковать в составе монографии), при условии сохранения ссылки на первую публикацию работы в этом журнале.
- Политика журнала позволяет размещение авторами в сети Интернет (например, в хранилищах учреждения или на персональных веб-сайтах) рукописи работы, как до подачи этой рукописи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, поскольку это способствует возникновению продуктивной научной дискуссии и позитивно отражается на оперативности и динамике цитирования опубликованной работы (см. The Effect of Open Access).