Принципиальные решения модернизации энергоблока 300 МВт при его переводе на суперсверхкритические параметры пара

Авторы

  • А. О. Костиков Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Ukraine https://orcid.org/0000-0001-6076-1942
  • В. Г. Субботин Акционерное общество «Украинские энергетические машины» (61037, Украина, г. Харьков, пр. Московский, 199), Ukraine https://orcid.org/0000-0002-2489-5836
  • А. Л. Шубенко Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Ukraine https://orcid.org/0000-0001-9014-1357
  • А. В. Сенецкий Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова (61002, Україна, м. Харків, вул. Маршала Бажанова, 17), Ukraine https://orcid.org/0000-0001-8146-2562
  • В. А. Тарасова Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Ukraine https://orcid.org/0000-0003-3252-7619
  • В. Н. Голощапов Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Ukraine
  • Н. Ю. Бабак Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Ukraine

Аннотация

Проанализировано состояние энергетики Украины и основные тенденции развития мирового рынка в области перевода мощных энергоблоков ТЭС на суперсверхкритические параметры пара. Показано, что энергетика Украины требует особого внимания и внедрения новых современных технических решений. Мировые тенденции говорят о том, что в настоящее время акценты делаются в направлении повышения параметров пара перед турбиной до суперсверхкритических. Это позволяет как повысить эффективность энергоблоков, так и снизить тепловые выбросы, тем самым решая глобальную экологическую проблему потепления климата. Реализация данного подхода предлагается с учетом реалий экономики Украины и имеющихся технических возможностей энергомашиностроительной отрасли. В работе представлены результаты вариационных расчетных исследований тепловой схемы энергоблока мощностью 300 МВт при переводе турбины К-300-23,5 на суперсверхкритические параметры пара. Задача решалась при условии максимального сохранения тепловой схемы, повышения эффективности энергоблока и минимизации капитальных вложении при модернизации турбины. Выбор был остановлен на сохранении системы регенерации, цилиндров среднего и низкого давления. Проанализированы варианты с дополнением существующей турбины цилиндром на суперсверхкритических параметрах пара и созданием нового цилиндра высокого давления при незначительных изменениях его габаритных характеристик. Результаты исследований показали, что наиболее рациональным вариантом модернизации турбоустановки электрической мощностью 300 МВт является создание нового цилиндра высокого давления, рассчитанного на работу при суперсверхкритических параметрах пара, а также дополнение цилиндра среднего давления новым цилиндром с целью повышения параметров промперегрева пара при сохранении системы регенерации.

Биографии авторов

А. О. Костиков, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10)

член-корреспондент НАН Украины

В. Г. Субботин, Акционерное общество «Украинские энергетические машины» (61037, Украина, г. Харьков, пр. Московский, 199)

Кандидат эконом. наук

А. Л. Шубенко, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10)

член-корреспондент НАН Украины

А. В. Сенецкий, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10), Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова (61002, Україна, м. Харків, вул. Маршала Бажанова, 17)

Доктор технических наук

В. А. Тарасова, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10)

Доктор технических наук

В. Н. Голощапов, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10)

Кандидат технических наук

Н. Ю. Бабак, Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины (61046, Украина, г. Харьков, ул. Пожарского, 2/10)

Кандидат технических наук

Загрузки

Опубликован

2022-01-12

Выпуск

Раздел

Аэрогидродинамика и тепломассообмен