Символика костюма как образно-пластической метафоры в контексте етнических дефиниций Людмилы Семыкиной

Авторы

  • Elena Papeta Киевский университет имени Бориса Гринченко ул. Бульварно-Кудрявская, 18/2, г. Киев, Украина, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15587/2313-8416.2019.177196

Ключевые слова:

символика образа, этические мотивы, дефиниция, стилизация, мифопоэтика, семантика, образно-пластическая метафора, конструктивне особенности

Аннотация

Статья является результатом искусствоведческого исследования авторской серии одежды художницы Людмилы Семыкиной. Основным направлением данной работы является анализ образно-пластической символики костюма в контексте этнических дефиниций, а также мифопоетических реконструкций скифо-сарматских и древнерусских костюмов. Авторское прочтение сакральных, эстетических, функциональных задач костюма стало, по сути, пластичным воплощением духовного кредо художницы, сделало возможным  проведение параллелей с древними культурами, повлиявшими на формирование мегакультурного контекста современной Украины. Анализ коллекции костюмов Л. Семыкиной позволил выявить особенности художественно-пластического мировосприятия автора, характер формальных приемов, свойственных ее художественной манере. В статье также рассматривается проблема синтеза проектного, пластического и цветового решения костюма, где Л. Семыкина выступает в ипостасях теоретика, художника, дизайнера, конструктора

Биография автора

Elena Papeta, Киевский университет имени Бориса Гринченко ул. Бульварно-Кудрявская, 18/2, г. Киев, Украина

Кандидат искусствоведения, доцент

Кафедра дизайна

Библиографические ссылки

Papeta, O. V. (2015). Etnichni motyvy v kostiumakh L. Semykinoi "Poliska lehenda" (sproba teoretyko-metodolohichnoho analizu). Literatura ta kultura Polissia. Seriya: Istorychni nauky, 79, 262–267.

Papeta, E. (2015). Ethnic motives in suits by the artist L. Semykina. Theory and practice of design, 7, 222–229. doi: https://doi.org/10.18372/2415-8151.7.10117

Butkevich, L. M. (2005). Istoriya ornamenta. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 265.

Vaganyan, G. (1993). Kamennaya letopis' tsivilizatsii. Erevan.

Zelenin, D. K. (1991). Vostochnoslavyanskaya ehtnografiya. Moscow: Nauka, 511.

Gumilev, L. N. (1972). Iskusstvo i ehtnos. Postanovka problemy. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1/170, 36–41.

Braychevs'kiy, M. Yu. (1968). Pohodzhennya Rusі. Kyiv: Naukova dumka, 224.

Legen'kiy, Yu. G. (2003). Metaistoriya kostyuma. Kyiv: NMAU im. P. I. Chaikovskoho, 284.

Bilan, M., Stelmashchuk, H. (2000). Ukrainskyi striy. Lviv: Feniks, 325.

Interv'yu s hudozhnitsey L. Semykinoy. Rukopis'. Arhiv Papety E. V. 5. Istoriya kostyuma. 1200–2000 (2003). Moscow: OOO «Izdatel'stvo Astrel'»: OOO «Izdatel'stvo AST», 343.

Mir naskal'nogo iskusstva (2005). Sbornik dokladov mezhdunarodnoy konferentsiyi. Moscow, 427.

Skuratovskiy, V. (1996). Stroi budushchey nashey dushi. Lyudmila Semykina. Vysokiy zamok. Al'bom. Kyiv: Zadumchivyy straus, 112.

Опубликован

2019-09-26

Выпуск

Раздел

Искусствоведение