НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Автор(и)

  • Александр Иванович Момот ГВУЗ «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, Ukraine
  • Елена Сергеевна Мартынюк ГВУЗ «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.31498/2225-6407.1.2013.18960

Ключові слова:

система менеджмента качества, промышленное предприятие, сертификация, интегрированная система менеджмента, улучшение, обеспечение качества, ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001.

Анотація

Момот О. І., Мартинюк О. С. Недоліки і помилки функціонування систем менеджменту на підприємствах.

Проведений аналіз проблем і помилок, яких підприємствам все ще не удається уникнути як при впровадженні системи менеджменту якості, так і після успішної сертифікації підприємства. Розглянуті показники, які є негативними на дорозі підвищення ефективності СМЯ і конкурентоспроможності підприємства. На багатьох підприємствах, як показує практика, приділяється мало уваги систематичному поліпшення якості, попри те, що забезпечення якості впливає на рентабельність, конкурентоспроможність підприємства, організації. Результативність і ефективність системи менеджменту є однією з необхідних, ключових умов виходу на світовий рівень. Керівникам підприємства при впровадженні систем якості у себе в організації необхідно особливу увагу приділити саме комплексності і послідовності робіт в цій області. Якщо система функціонально не придатна, то причини цього не у вживаних вимогах, методах і інструментах, а в системності, комплексності, послідовності і якості їх застосування. У статті узагальнені проблеми з якими стикаються підприємства і рішення, пропоноване СМЯ, а також проаналізовані результати проведених аудитів на вітчизняних підприємствах на відповідність міжнародним стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Успішному розвитку і функціонуванню систем менеджменту на підприємствах сприяє в першу чергу чітке розуміння керівником підприємства вимог, що пред'являється до СМЯ. Проте, ця проблема навіть за щирого бажання керівника налагодити управління якістю, він не може збудувати цей напрям діяльності так, щоб воно виправдовувало надії, що покладаються, через нестачу знань, нерозуміння загальних законів функціонування систем. На жаль, сьогодні досить рідко можна зустріти такого керівника, який розумів би свою роль в СМЯ, так і роль інших працівників.

Момот А. И., Мартынюк Е. С. Недостатки и проблемы функционирования систем менеджмента на предприятиях.

Проведен анализ проблем и ошибок, которых предприятиям всё ещё не удаётся избежать как при внедрении системы менеджмента качества, так и после успешной сертификации предприятия. Рассмотрены показатели, которые являются отрицательными на пути повышения эффективности СМК и конкурентоспособности предприятия. На многих предприятиях, как показывает практика, уделяется мало внимания систематическому улучшения качества, несмотря на то, что обеспечение качества влияет на рентабельность, конкурентоспособность предприятия, организации. Результативность и эффективность системы менеджмента является одним из необходимых, ключевых условий выхода на мировой уровень. Руководителям предприятия при внедрении систем качества у себя в организации необходимо особое внимание уделить именно комплексности и последовательности работ в этой области. Если система функционально не пригодна, то причины этого не в применяемых требованиях, методах и инструментах, а в системности, комплексности, последовательности и качестве их применения. В статье обобщены проблемы с которыми сталкиваются предприятия и решения, предлагаемое СМК, а также проанализированы результаты проведенных аудитов на отечественных предприятиях на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Успешному развитию и функционированию систем менеджмента на предприятиях способствует в первую очередь чёткое понимание руководителем предприятия требований, предъявляемым к СМК. Однако, эта проблема даже при искреннем желании руководителя наладить управление качеством, он не может выстроить это направление деятельности так, чтобы оно оправдывало возлагаемые надежды, из-за недостатка знаний, непонимания общин законов функционирования систем. К сожалению, сегодня достаточно редко можно встретить такого руководителя, который понимал бы свою роль в СМК, так и роль других работников.

Momot O., Martynyuk E. Disadvantages and problems in the functioning of management systems in enterprises.

The analysis of problems and errors is conducted. Enterprises still do not succeed to avoid them both during the introduction of the quality management system and after the successful enterprise certification. It has been done proposition of indexes which allow increasing the efficiency of QMS and competitiveness of enterprise. On many enterprises little attention is spared to the systematic improvements of quality, in spite of the fact that providing of quality influences on profitability, competitiveness of the enterprise and organizations. Effectiveness and efficiency of the management system are necessary conditions of entering a world market. Management of the enterprise during the introduction of the systems of quality in their organization should pay special attention to the complexity and sequence of works in this area. If the system functionally is not suitable, then reasons of dysfunction are concluded not in the requirements, methods and instruments, but in the system, complexity, sequence and quality of its application. In the article the problems of the enterprises summarized and decisions f its improvement offered by QMS, and also the results of the conducted audits are analyzed on domestic enterprises in accordance to the international standards of ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Successful development and functioning of the management systems on the enterprises are assisted first of all by the clear understanding by the management of enterprise and its requirements to QMS. However, this problem even at the sincere desire of managers to improve quality management, can not follow this direction of activity in the constructive way, because of the lack of knowledge, misunderstanding of common laws of system functioning. Unfortunately, today you can rarely find a manager, who would understand his personal role in the QMS, so as roles of other employees.

Біографії авторів

Александр Иванович Момот, ГВУЗ «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк

д.э.н, профессор

Елена Сергеевна Мартынюк, ГВУЗ «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк

аспирант

##submission.downloads##

Опубліковано

2013-05-08