Методологические подходы к оценке здоровья подростков

Авторы

  • S. A. Shudro ДЗ «Дніпропетровська медична академія МОЗ України», Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.26641/2307-0404.2013.2.15984

Ключевые слова:

захворюваність, підлітки, модель, здоров’я, інформаційні технології

Аннотация

На основании Между­народной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья разработана модель оценки здоровья подростков, которая рассматривает эти изменения с позиций функционирования организма и факторов контекста, и выделяет среди учащихся общеобразовательных учебных заведений пять групп здоровья. К I А группе относятся подростки с достаточным уровнем структуры и функции организма, структуры личности и психических функций, активности и участия в общественной жизни; к I Б группе – подростки с достаточным уровнем структуры и функции организма, психических функций и нарушением структуры личности, активности и участия в общественной жизни; ко II группе – подростки с дос­та­точными уровнями структуры организма и личности, активности и участия в общественной жизни, и на­руше­ниями функций организма и психических функций; к III А группе – подростки с нарушениями структуры организма и личности, функций организма, и достаточными психическими функциями, активностью и участием в общественной жизни; к III Б группе – подростки с нарушениями структуры и функций организма, структуры личности и психических функций, низкими активностью и участием в общественной жизни. Модель, усовершенствованные методы и программное обеспечение позволили создать информационную тех­нологию оценки здоровья подростков, что повышает качество диагностики на 20,3%.

Биография автора

S. A. Shudro, ДЗ «Дніпропетровська медична академія МОЗ України»

Кафедра гігієни та екології
(зав.– д. мед. н., проф. О.А. Шевченко)

Библиографические ссылки

Анохин П.К. Узловые вопросы теории функ-циональной системы / П. К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 197 с.

Антомонов М.Ю. Математическая обработка и анализ медико-биологических даннях / М.Ю. Антомонов. – К., 2006. – 558 с.

Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 437 с.

Бердник О.В. Доцільність використання різ¬них показників здоров’я при оцінці впливу навколиш¬нього середовища // О.В. Бердник, В.Ю. Зайковська // Гігієна населених місць. – 2008. – № 52. – С. 417–422.

Берзінь В.І. Гігієнічні аспекти оптимізації вну-тріш¬ньошкільного середовища та моніторинг стану здоров’я школярів / В.І. Берзінь, В.М. Стельмахівська, В.М. Попенко // Моніторинг здоров’я школярів: між-сек¬торальна взаємодія лікарів, педагогів, психологів : матеріали наук.-практ. конф. з міжнар. участю 21-22 жовт. 2009 р. – Харків: ДУ “ІОЗДП АМНУ”, 2009. – С. 20–25.

Бубирь О.О. Здоров’я населення та гігієнічна наука: тематика публікацій у провідних гігієнічних журналах / О.О. Бубирь, О.І. Тимченко // Гігієна насе-лених місць. – 2009. – № 54. – С. 12–17.

Даниленко Г.М. Гігієнічні основи системної оптимізації формування здоров’я дітей в умовах загальноосвітнього навчального закладу: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра мед. наук: спец. 14.02.01 “Гігієна” / Г.М. Даниленко. – К., 2007. – 40 с.

Державні санітарні норми і правила влашту-вання, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДсанПін 5.5.2.008-01 / Чинний від 2001. – 08. – 14. – К.: МОЗ України, 2001. – 54 с.

Донозологічні показники здоров’я дітей промислових територій / Є.М. Білецька, Т.Д. Землякова, Т.А. Головкова [та ін.] // Наук. вісник нац. мед. ун-ту ім. О. О. Богомольця. – 2010. – № 27. – С. 162–163.

Комплекс диагностический автоматизированный «КАРДИО+» МНДИ. 944150.001РЭ : руководство по эксплуатации. – Нежин : Метекол, 2004. – 45 с.

Комплексна оцінка стану здоров’я дітей і під-літків як гігієнічна проблема: методологічні та при-кладні аспекти / Є.Г. Гончарук, В.Г. Бардов, І.В. Сер-гета, С.Т. Омельчук // Журнал АМН України. – 2003. – Т.9, № 3. – С. 523–540.

Контроль высокого артериального давления у детей и подростков: рекомендации Европейского общества гипертензии / E. Lubre, R. Cifkova, J. Cruic-kshank [et al.] // Артериальная гипертензия. – 2009. – № 6. – С. 55-83.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. – ВОЗ: Женева, 2001. – 342 с.

Міжнародна статистична класифікація хвороб (МКХ-10): короткий адаптований варіант для вико-ристання в Україні (в трьох розділах). – К., 1998. – 307 с.

Перцева Т.А. Основы изучения вентиля¬цион-ной функции легких: клинико-диагностическое зна-чение / Т.А. Перцева, Л.И. Конопкина . – Д.: Арт-пресс, 2008. – 65 с.

Показники здоров’я населення та вико-ристання ресурсів охорони здоров’я в Україні. – К.: МОЗ України, 2009. – 328 с.

Полька Н.С. Результати вивчення впливу сані-тарно-гігєнічних умов та організації навчання на показники здоров’я учнів у загальноосвітніх навчальних закладах / Н.С. Полька, В.М. Махнюк, М.Ю. Анто-монов // Гігієна населених місць. – 2007. – № 49. – С. 326–332.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: [учеб. пособие] / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ, М., 2002. – 172 с.

Роль проблемної комісії МОЗ та АМН України “Охорона здоров’я дітей шкільного віку та підлітків” в міжгалузевій співпраці щодо збереження та зміцнення здоров’я дітей / М.М. Корєнев, Г.М. Даниленко, Л.В. Подрігало, Г. О. Бориско // Моніторинг здоров’я школярів: міжсекторальна взаємодія лікарів, педагогів, психологів: матеріали наук.-практ. конф. з між-нар. участю 21-22 жовт. 2009 р. – Харків: ДУ “ІОЗДП АМНУ”, 2009. – С. 3–11.

Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / под ред. проф. А. М. Шевченко. – К.: Вища школа, 1986. – 336 с.

Статистична обробка даних / В.П. Бабак, А.Я. Білецький, О.П. Приставка [и др.]. – К.: МІВВЦ, 2001. – 388 с.

Формування стереотипу здорового способу життя – необхідність сьогодення / І.П. Козярін, О.П. Івах¬но, Т.І. Мельниченко [та ін.] // Сімейна ме-дицина. – 2006. – № 4. – С. 111–113.

Хмелевский Ю.В. Основные биохимические константы человека в норме и при патологии / Ю.В. Хмелевский, О.К. Усатенко. – К.: Здоров’я, 1987. – 160 с.

Higginbottom M. A syndrome of methylmalonic aciduria, homocystinuria, megaloblastic anemia and neu-ro¬logical abnormalities in a vitamin B12-deficient breast-fed infant of a strict vegetarian / M. Higginbottom, L. Sweetman, W. Nyhan // N. Engl. J. Med. – 1978. – Vol. 299, N 7. – Р. 317–323.

Anokhin PK. Uzlovye voprosy teorii funktsiona-l'noy sistemy. M: Nauka. 1980;197.

Antomonov MYu. Matematicheskaya obrabotka i analiz mediko-biologicheskikh dannyakh. Antomonov. K, 2006;558

Baranov AA, Kuchma VR, Sukhareva LM. Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'-nykh uchrezhdeniyakh: rukovodstvo dlya vrachey.M: GEOTAR-Media. 2008;437.

Berdnik OV, Zaykovs'ka VYu. Dotsіl'nіst' viko-ristannya rіznikh pokaznikіv zdorov’ya pri otsіntsі vplivu navkolishn'ogo seredovishcha. Gіgієna naselenikh mіsts'. 2008;52:417–22.

Berzіn' VІ, Stel'makhіvs'ka VM, Popenko VM. Gіgієnіchnі aspekti optimіzatsії vnutrіshn'oshkіl'nogo se-redovishcha ta monіtoring stanu zdorov’ya shkolyarіv. Monіtoring zdorov’ya shkolyarіv: mіzhsektoral'na vzaemodіya lіkarіv, pedagogіv, psikhologіv: materіali nauk.-prakt. konf z mіzhnar uchastyu 21-22 zhovt. 2009. Kharkіv: DU “ІOZDP AMNU”. 2009;20–25.

Bubir' OO, Timchenko OІ. Zdorov’ya naselennya ta gіgієnіchna nauka: tematika publіkatsіy u provіdnikh gіgієnіchnikh zhurnalakh. Gіgієna naselenikh mіsts'. 2009;54:12–17.

Danilenko GM. Gіgієnіchnі osnovi sistemnoї optimіzatsії formuvannya zdorov’ya dіtey v umovakh zagal'noosvіtn'ogo navchal'nogo zakladu: avtoref dis Na zdobuttya nauk stupenya dokt med nauk: spets 14.02.01 “Gіgієna”. K, 2007;40.

Derzhavnі sanіtarnі normi і pravila vlashtuvannya, utrimannya zagal'noosvіtnіkh navchal'nikh zakladіv ta organіzatsії navchal'no-vikhovnogo protsesu DsanPіn 5.5.2.008-01. Chinniy vіd 2001. 08.14. K: MOZ Ukraїni. 2001;54.

Bіlets'ka ЄM, Zemlyakova TD, Golovkova TA. Donozologіchnі pokazniki zdorov’ya dіtey promislovikh teritorіy. Nauk vіsnik nats med un-tu іm O.O. Bogo-mol'tsya. 2010;27:162–3.

Kompleks diagnosticheskiy avtomatizirovannyy «KARDIO+» MNDI. 944150.001RE: rukovodstvo po ekspluatatsii. Nezhin: Metekol. 2004;45.

Goncharuk ЄG, Bardov VG, Sergeta ІV, Omel'-chuk ST. Kompleksna otsіnka stanu zdorov’ya dіtey і pіdlіtkіv yak gіgієnіchna problema: metodologіchnі ta prikladnі aspekti. Zhurnal AMN Ukraїni. 2003;9(3):523-40.

Lubre E, Cifkova R, Cruickshank J. Kontrol' vysokogo arterial'nogo davleniya u detey i podrostkov: rekomendatsii Evropeyskogo obshchestva gipertenzii. Arterial'naya gipertenziya. 2009;6:55-83.

Mezhdunarodnaya klassifikatsiya funktsioniro-vaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya. VOZ: Zheneva. 2001;342.

Mіzhnarodna statistichna klasifіkatsіya khvorob (MKKh-10): korotkiy adaptovaniy varіant dlya vikoris-tannya v Ukraїnі (v tr'okh rozdіlakh). K., 1998; 307.

Pertseva TA, Konopkina LI. Osnovy izucheniya ventilyatsionnoy funktsii legkikh: kliniko-diagnostiches-koe znachenie. D: Art-press. 2008;65.

Pokazniki zdorov’ya naselennya ta vikoristannya resursіv okhoroni zdorov’ya v Ukraїnі. K: MOZ Ukraїni, 2009;328.

Pol'ka NS, Makhnyuk VM, Antomonov MYu. Rezul'tati vivchennya vplivu sanіtarno-gіgєnіchnikh umov ta organіzatsії navchannya na pokazniki zdorov’ya uchnіv u zagal'noosvіtnіkh navchal'nikh zakladakh. Gіgієna naselenikh mіsts'. 2007;49:326–32.

Raygorodskiy DYa. Prakticheskaya psikhodiag-nostika. Metody i testy: [ucheb. posobie]. Samara: BAKhRAKh, M. 2002;172.

Korєnev MM, Danilenko GM, Podrіgalo LV, Borisko GO. Rol' problemnoї komіsії MOZ ta AMN Ukraїni “Okhorona zdorov’ya dіtey shkіl'nogo vіku ta pіdlіtkіv” v mіzhgaluzevіy spіvpratsі shchodo zberezhennya ta zmіt-snennya zdorov’ya dіtey. Monіtoring zdorov’ya shko-lyarіv: mіzhsektoral'na vzaєmodіya lіkarіv, pedagogіv, psikhologіv: materіali nauk-prakt konf z mіzhnar uchas-tyu 21-22 zhovt 2009. Kharkіv: DU “ІOZDP AMNU”. 2009;3–11.

pod red prof Shevchenko AM. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam po gigiene truda. K: Vishcha shkola. 1986;336.

Babak VP, Bіlets'kiy AYa, Pristavka OP. Statis-tichna obrobka danikh. K: MІVVTs. 2001;388.

Kozyarіn ІP, Іvakhno OP, Mel'nichenko TІ. For-mu¬vannya stereotipu zdorovogo sposobu zhittya – neob-khіdnіst' s'ogodennya. Sіmeyna meditsina. 2006;4:111–3.

Khmelevskiy YuV, Usatenko OK. Osnovnye bio-khimicheskie konstanty cheloveka v norme i pri patologii. K: Zdorov’ya. 1987;160.

Higginbottom M, Sweetman L, Nyhan W. A syndrome of methylmalonic aciduria, homocystinuria, megaloblastic anemia and neurological abnormalities in a vitamin B12-deficient breast-fed infant of a strict vege-tarian. N Engl J Med. 1978;299(7):317–23.

Опубликован

2013-07-30

Как цитировать

1.
Shudro SA. Методологические подходы к оценке здоровья подростков. Med. perspekt. [Интернет]. 30 июль 2013 г. [цитируется по 17 май 2024 г.];18(2):120-7. доступно на: https://journals.uran.ua/index.php/2307-0404/article/view/15984

Выпуск

Раздел

PREVENTIVE MEDICINE