"КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ СИНТЕЗ" В РЕАЛИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА РУБЕЖА ХІХ–ХХ ВЕКОВ (на примере хоровых произведений С. Танеева)

Автор(и)

  • Natalia Shvets

DOI:

https://doi.org/10.32461/2226-0285.2.2015.146976

Ключові слова:

культуротворческий синтез, рубежность столетий, культурная традиция, музыкальный индивидуальный стиль

Анотація

В статье исследуется проблема интегрирования, синтеза разностилевых источников, разнообразие форм взаимодействия стилевых тенденций в хоровом цикле "Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов" ор. 27 на слова Я. Полонского с точки зрения сохранения и переосмысления традиций, стилевого синтеза.

Детальное изучение средств музыкальной выразительности выявило полифоничность мышления С. Танеева. Его масштабный хоровой цикл стал образцом взаимодействия разных стилевых тенденций в искусстве, показал связь эпох, определив целостность стиля композитора.

Біографія автора

Natalia Shvets

кандидат искусствоведения, и.о. доцента кафедры теории и истории культуры Национальной музыкальной академии
Украины им. П.И. Чайковского

Посилання

Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1980. – 215 с.

Коломийцов В.П. Статьи и письма / В.П. Коломийцов. – Л. : Наука, 1871. – 224 с.

Корабельникова Л.З. С.И. Танеев / Л.З. Корабельникова // История русской музыки. – М., 1994. – Т. 9. – С. 148–214.

Корабельникова З.С. Творчество С.И. Танеева / Л.З. Корабельникова. – М. : Музыка, 1986. – 296 с.

Курт Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. – М., 1931.– 304 с.

Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. – М. : Музыка, 1991. – 164 с.

Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко : проблемы эстетики и поэтики / М.Н.Лобанова. – М. : Музыка, 1994. – 318 с.

Михайлов М. Этюды о стиле в музыке / М. Михайлов. – Л. : Музыка, 1990. – 288 с.

Скворцова И.А. Модерн – Барокко : опыт культурологической ретроспективы / И.А. Скворцова //Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского. – М., 2003. – Сб. 43. – С. 226–239.

Танеев С.И. Дневники / С.И. Танеев ; [сост. Л.З. Корабельникова]. – М. : Музыка, 1981. – Кн. 1. –1981. – 334 с.

Танеев С.И. Дневники / С.И. Танеев ; [сост. Л.З. Корабельникова]. – М. : Музыка, 1982. – Кн. 2. –1982. – 430 с.

Танеев С.И. Дневники / С.И. Танеев ; [сост. Л.З. Корабельникова, Л.И. Даренская]. – М. : Музыка,1985. – Кн. 3. – 1985. – 560 с.

Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма / С.И. Танеев. – М., 1959. – 450 с.

Федосова Э. К постановке проблемы "барокко – классицизм" / Э. Федосова // Музыка барокко и классицизма. – М., 1986. – Вып. 84. – С. 5–20.

Чайковский П.И. – Танеев С.И. Письма / [cост. В.А. Жданов]. – М. : Госкультпросветиздат, 1951. –555 с.

Чегодаев А.Д. Художественная культура ХVІІІ века / А.Д. Чегодаев // Западноевропейская культу-

ра ХVІІІ века. – М., 1980. – 254 с.

Эскина Н.А. Эмблематика круга в композиции и тематизме барокко / Н.А. Эскина // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского. – М., 2003. – Сб. 43. – С. 226–239

Asafiev B.V. (1980). About choral art. Leningrad: Muzyka [in Russian].

Eskina N.A. (2003) Emblems range in composition and Baroque thematism. Bortniansky and his time. To the 250th anniversary of the birth D.S. Bortnyansky. (issue 43), (pp. 226–239). Moscow [in Russian].

Fedosova. E. (1986). To formulation of the problem, "the baroque – classicism". Muzyka baroko i klassitsizma. (issue 84), (pp. 5–20). Moscow [in Russian].

Kolomiytsev V.P. (1871). Articles and letters. Leningrad: Nauka [in Russian].

Korabel'nikova L.Z (1986). Creative work of S. I. Taneev. Moscow: Muzyka [in Russian].

Korabel'nikova L.Z. (1994). S.I. Taneyev. Istoriya russkoj muzyky, (vol. 9), (pp. 148–214). Moscow [in Russian].

Kurt E. (1931) Fundamentals of linear counterpoint. Moscow [in Russian].

Levaya T. (1991). Russian music on beginning of XX century in the artistic context of the era. Moscow: Muzyka [in Russian].

Lobanova М.N. (1994). Western European baroque music: problems of aesthetics and poetics. Moscow: Muzyka [in Russian].

Mykhajlov М. (1990). Etudes about the style in music. Leningrad: Мuzyka [in Russian].

Skvortsova I.А. (2003). Nouveau – Baroque: experience of culturogical retrospective. Bortniansky and his time. To the 250th anniversary of the birth D.S. Bortnyansky. (issue 43), (pp. 226–239). Moscow [in Russian].

Taneyev S.I.(1981). Diaries. Korabel'nikova L.Z. (comp.), (Book 1). Moscow: Muzyka [in Russian].

Taneyev S.I.(1982). Diaries. Korabel'nikova L.Z. (comp.), (Book 2). Moscow: Muzyka [in Russian].

Taneyev S.I.(1985). Diaries. Korabel'nikova L.Z., Darenskaya L.I. (comp.), (Book 3). Moscow: Muzyka [in Russian].

Tchaikovsky P.I.,&Taneyev S.I. (1951). Letters. Zhdanov V.A. (comp.). Moscow: Goskultprosvetizdat [in Russian].

Tchegodaev A.D. (1980) Artistic culture of XVIII century. / А.Д. Чегодаев // West European culture of XVIII century. Moscow [in Russian].

Тaneyev S.I. (1959). Counterpoint in the Strict Style. Moscow [in Russian]

##submission.downloads##