ТВОРЧЕСТВО С. РАХМАНИНОВА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Автор(и)

  • Nataliia Shvets

DOI:

https://doi.org/10.32461/149891

Ключові слова:

культура, культуротворческая коммуникация, традиция исполнительства, индивидуальный композиторский стиль

Анотація

Цель работы - выявить противоречия в оценке творчества С. Рахманинова широкой аудиторией современников, упорно не желавшей заглянуть за «внешнюю оболочку» рахманиновских произведений. Методологическую основу составляют логико-теоретический и историко-культурологический анализ фактов и явлений. Основой стали интегральный подход, а также методики, касающиеся гуманитарного подхода к изучению социокультурных явлений, которые основаны на исследовании процесса коммуникации между сценическим исполнением и восприятием его слушателями, критическими оценками в прессе. Научная новизна. В статье впервые рассмотрено творчество С. Рахманинова с позиции противоречивости критических оценок его современников. Выводы. Несмотря на разносторонность высказываний об отдельных произведениях С. Рахманинова, его композиторском творчестве в целом, наиболее чуткие музыканты, критики услышали в его музыке главное – ее глубокую содержательность, новую эмоциональную наполненность, отвечающую новым веяниям самой эпохи. Именно современность звучания музыки С. Рахманинова объясняет его «власть над публикой», не исключая, конечно, его блестящий исполнительский дар.

Біографія автора

Nataliia Shvets

кандидат искусствоведения, в. о. доцента кафедры теории
и истории культуры Национальной музыкальной академии
Украины имени П. И. Чайковского

Посилання

Асафьев Б. Второй абонементный концерт Зилоти. Музыкальный современник. Хроника журнала. 1916. 31/Х. №4.

Асафьев Б. С. В. Рахманинов. Асафьев Б. Избранные труды. Москва, 1954. Т. 2. С. 289-311.

Бажанов Н. Рахманинов. Москва, 1966. 350 с.

Витол Я. Воспоминания, статьи, письма. Ленинград. 1969. 315 с.

Глинский М. Концерты в Петрограде. Русская музыкальная газета. 1915. №49.

Каратыгин В. Первый общедоступный концерт Зилоти. Речь. 1913. №274.

Кашкин Н. Филармоническое общество. Московские ведомости. 1901 г. 30/Х. №299.

Оссовский А. С. В. Рахманинов. Музыкально-критические статьи. Ленинград, 1971. 376 с.

Прокофьев Гр. Русская музыкальная газета. 1909. №48.

Прокофьев Гр. Русская музыкальная газета. 1909. №49.

Прокофьев Гр. Русская музыкальная газета. 1910. №28–29.

Прокофьев Гр. Русские ведомости. 1913. №293.

Шагинян М. Воспоминания о Рахманинове. Воспоминания о Рахманинове. Москва, 1961. Т. 2. С. 95-189.

Asafiev, B. (1916). The second subscription concert Ziloti. N. 4. Musical contemporary. Chronicle of the journal. [in Russian].

Asafiev, B. (1954). Selected works. Vol.2 (S. V. Rachmaninov). Moscow. [in Russian].

Bazhanov, N. (1966). Rachmaninov. Moscow. [in Russian].

Vitol J. (1969). Memories, articles, letters. Leningrad [in Russian].

Glinskiy, M. (1915). The concerts in Petrograd. N. 49. Russian musical newspaper. [in Russian].

Karatigin, V. (1913). The first public concert of Ziloti. N. 274. Speech. [in Russian].

Kashkin, N. (1901). Philharmonic society. N. 299. Moscow sheets. [in Russian].

Ossovskiy, A. (1971). S. V. Pachmaninov. Musical-critical articles. Leningrad. [in Russian].

Prokofiev, Gr. (1909). Russian musical newspaper. N. 48. [in Russian].

Prokofiev, Gr. (1909).Russian musical newspaper. N. 49. [in Russian].

Prokofiev, Gr. (1910). Russian musical newspaper. N. 28-29. [in Russian].

Prokofiev, Gr. (1909). Russian musical newspaper. N. 293. [in Russian].

Shaginian, M. (1961). Memories of Pachmaninov. Vol. 2. (Memories of Pachmaninov). Moscow. [in Russian].

##submission.downloads##