Оценивание удобочитаемости учебников на азербайджанском языке

Автор(и)

  • Rasim Mahammad oglu Alguliyev Інститут Інформаційних Технологій Національної Академії Наук Азербайджану вул. Б. Вагабзаде, 9А, Баку, Азербайджан, AZ1141, Україна
  • Ismayil Jalal oglu Sadigov Інститут Інформаційних Технологій Національної Академії Наук Азербайджану вул. Б. Вагабзаде, 9А, Баку, Азербайджан, AZ1141, Україна

DOI:

https://doi.org/10.15587/2313-8416.2018.149506

Ключові слова:

формулы удобочитаемости, формула легкости чтения Флеша, формула уровня образования Флеша-Кинкейда

Анотація

В настоящей статье рассматривается методика оценивания сложности учебных пособий для средних школ Азербайджана с помощью формул удобочитаемости, модифицированных для азербайджанского языка. Анализируется динамика изменения уровня удобочитаемости учебников при переходе от младших классов к старшим, а также соответствие сложности учебных материалов возрастным особенностям обучающихся

Біографії авторів

Rasim Mahammad oglu Alguliyev, Інститут Інформаційних Технологій Національної Академії Наук Азербайджану вул. Б. Вагабзаде, 9А, Баку, Азербайджан, AZ1141

Доктор технічних наук, професор, директор, академік Національної Академії Наук Азербайджану

Відділ інформаційного суспільства

Ismayil Jalal oglu Sadigov, Інститут Інформаційних Технологій Національної Академії Наук Азербайджану вул. Б. Вагабзаде, 9А, Баку, Азербайджан, AZ1141

Старший науковий співробітник

Відділ інформаційного суспільства

Посилання

Abdullaev, A. S. (1966). Iz istorii prepodavaniya azerbaydzhanskogo yazyka. Baku: Maarif.

Sadygov, I. Dzh. (2012). Slozhnost' tekstov i sposoby ikh otsenivaniya. Ekspress-informatsiya. Seriya «Informatsionnoe obshhestvo». Baku: izdatel'stvo «Informatsionnye tekhnologii», 72.

DuBay W. H. The Principles of Readability. Costa Mesa: Impact Information, 2004. 72 p.

Mardanov, M. Dzh., Shakhbazly, F. Sh. (2005). Obrazovatel'naya politika Azerbaydzhana (1998–2005). Baku: Takhsil, 284.

Kriterii otsenki uchebnikov. Available at: https://edu.gov.az/az/pdf/162/227

Sadigov, I. J. (2018). Mathematical and information models for evaluating readability of texts in Azerbaijani language. El-Cezeri Journal of Science and Engineering, 5 (3), 888–903. doi: http://doi.org/10.31202/ecjse.442153

Mikk, Ya. A. (1981). Optimizatsiya slozhnosti uchebnogo teksta. Moscow: Prosveshhenie, 119.

Flesch, R. (1948). A new readability yardstick. Journal of Applied Psychology, 32 (3), 221–233. doi: http://doi.org/10.1037/h0057532

Sadigov, I. (2018). Modified flesch formula for evaluating the complexity of texts in Azerbaijani language. Problems of Information Technology, 9 (1), 41–52. doi: http://doi.org/10.25045/jpit.v09.i1.05

Zorbaz, K. Z. (2007). Otsenivanie dliny slov-predlozheniy i urovnya udobochitaemosti skazok v turetskikh uchebnikakh. Eğitimde Kuram ve Uygulama, 3 (1), 87–101.

Durukan, E. (2014). Svyaz' mezhdu urovnyami udobochitaemosti tekstov i navykami chteniya uchashhikhsya. Ana Dili Eğitimi, 2 (3), 68–76.

Oborneva, I. V. (2006). Avtomatizirovannaya otsenka slozhnosti uchebnykh tekstov na osnove statisticheskikh parametrov. Moscow, 165.

##submission.downloads##

Опубліковано

2018-12-06

Номер

Розділ

Технічні науки