Ключевые теории критической медицинской антропологии, которые могут быть применены в исследованиях общественного здоровья. Часть 1: Начиная с Фуко: культура медицины и значение болезни
Ключевые слова:
социальная антропология, медицинская антропология, социальная теория, качественные исследования, общественное здоровье, болезнь, объясняющие модели, структурное насилие, идентичность, биологическая сила, Фуко.Аннотация
Данная работа резюмирует четыре важные теоретические концепции, существующие в области Критической Медицинской Антропологии, и состоит из двух частей: в первой части обсуждаются биологическая сила/дисциплина (biopower/discipline) и объясняющие модели (explanatory models), во второй части - структурное насилие (structural violence), а также политика идентичности и биологическое гражданство (identity politics and biological citizenship). Выбор этих четырех тем был продиктован их важностью для понимания поведения людей в связи со здоровьем или болезнью, а также их влиянием на теорию, исследования и практику в области общественного здоровья. Эти критические теории могут предоставить новые подходы для рассмотрения профессиональных ролей, медицинских решений, диагностики и этиологии заболеваний, выполнения лечебных предписаний, формулирования профилактических посланий, а также всех прочих видов связанного со здоровьем поведения и систем его понимания. Они также могут помочь исследователям в области общественного здоровья пролить свет на представления и действия людей, которые могут формировать особенности заболеваний при их сравнении внутри и между популяциями. Как при формулировании исследовательского вопроса, так и при анализе результатов исследования, перечисленные здесь критические социальные теории могут послужить более целостному пониманию человеческого элемента в любом проекте, касающемся общественного здоровья.
Библиографические ссылки
Becker, H. (1973 [1963]). Outsiders: Studies in the sociology of deviance. New York: The Free Press.
Belsham, M. (1993). Cancer in the community: Class and medical authority. Washington D. C.: Smithsonian Institution Press.
Bourgois, P. (1995). In search of respect: Selling crack in el barrio. New York: Cambridge University Press.
Bourgois, P. (2000). Disciplining addictions. Culture, medicine and psychiatry, 24, 165–195.
Bourgois, P. & Schonberg, J. (2009). Righteous dopefiend. Berkeley: University of California Press.
Campbell, N. D. & Shaw, S. J. (2008). Incitements to discourse: Illicit drugs, harm reduction, and the production of ethnographic subjects. Cultural anthropology, 23(4), 688-717.
Carr, S. E. (2010). Scripting addiction: The politics of therapeutic talk and American sobriety. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Carroll, J. (2011). Addiction, gender, and the limits of public health solutions to IV drug use in Ukraine. Research paper presented to the Department of Anthropology at the University of Washington. Retrieved from http://www.jenniferjcarroll.net/papers-and-publications/addiction-gender-and-the-limits-of-public-health-solutions-to-iv-drug-use-in-ukraine.
Chapman, R. & Berggren, J. (2005). Radical contextualization: Contributions to an anthropology of racial/ethnic health disparities. Health, 9(2), 145-167.
Erickson, B. (2007). Toxin or medicine?: Explanatory models of radon in Montana health mines. Medical Anthropology Quarterly, 21(1), 1-21.
Farmer, P. (2004). An anthropology of structural violence. Current anthropology, 45(3), 305-325.
Fischer, B. & Poland, B. (1998). Exclusion, risk, and governance: Reflections on ‘community policing and ‘public health.’ Geoforum, 29, 187-197.
Foucault, M. (1975). The birth of the clinic: An archaeology of medical perception. New York: Vintage Books.
Foucault, M. (1977). Discipline and punish: The birth of the prison. London: Penguin Books.
Foucault, M. (1980). Power/knowledge: Selected interviews and other writings, 1972-1977. Colin Gordon, ed. New York: Random House.
Foucault, M. (1982). The subject and power. In H. Dreyfus & P. Rabinow, eds., Michel Foucault: Beyond structuralism and hermeneutics (pp. 208-226). Chicago: University of Chicago Press.
Garcia, A. (2010). The pastoral clinic: Addiction and dispossession along the Rio Grande. Berkeley: University of California Press.
Kleinman, A. (1988). Illness narratives. Basic Books.
Lupton, D. (1995). The imperative of health: Public health and the regulated body. London: Sage.
Maher, L. (2002). Don’t leave us this way: Ethnography and injection drug use in the age of AIDS. International journal of drug policy, 13(4), 311-325.
Rhodes, L. (1996). Studying biomedicine as a cultural system. In C. F. Sargent and T. M. Johnson, eds., Medical anthropology: Contemporary theory and method, Revised ed. London: Praeger.
Sargent, C. F., & Johnson T. M, (1996). Medical anthropology: Contemporary theory and method. Revised edition. Westport, CT: Praeger.
Scheper-Hughes, N., & Lock, M. (1987). The mindful body: A prolegomenon to future work in medical anthropology. Medical anthropology quarterly 1, 6-41.
Singer, M. (1989). The coming age of critical medical anthropology. Social science and medicine, 28(11), 1193-1203.
Singer M., & Baer, H. (1995). Critical medical anthropology. Amityville NY: Baywood Publishing Co.
Spradley, J. (1970). You owe yourself a drunk: An ethnography of urban nomads. Boston: Little, Brown.