Методика комплексной оценки деятельности предприятия.
DOI:
https://doi.org/10.31498/2225-6407.15.2017.134877Ключові слова:
комплексная оценка, система, оценочный показатель, принципы, квалиметрия, деятельность.Анотація
В представленной статье проанализированы методико – методологические подходы к формированию комплексной оценки деятельности предприятий. На основе анализа выделены два подхода к формированию комплексной оценки результатов деятельности предприятия. Первый подход основан на получении комплексной оценки отдельных направлений работы предприятия на базе обобщающего оценочного показателя, однако, его использование имеет целый ряд недостатков, поэтому требуется ориентация не на один универсальный показатель, а на систему показателей (второй подход), так как это дает возможность проанализировать результативность самых разнообразных направлений деятельности, сделать обобщающий вывод об уровне работы предприятия в целом и обоснованно разработать мероприятия по использованию резервов повышения эффективности производства. Систематизированы требования к системе оценочных показателей: они должны быть не только оценочными, но и критериальными; должны обеспечивать единство интересов всех звеньев производства и совпадать с интересами потребителей продукции; должны иметь четкий экономический смысл и быть управляемыми. Система оценочных показателей должна иметь древовидную структуру; обеспечивать допустимый уровень мультиколлинеарности, соблюдение принципа разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, адекватность отображения и неформальность. При этом формирование системы оценочных показателей должно осуществляться с учетом интересов конкретных групп пользователей информации. В наиболее общей постановке задача комплексной оценки деятельности предприятия заключается в определении меры близости между вектором эталонных и фактических значений показателей результатов деятельности хозяйствующих субъектов. На основе анализа предложений по решению поставленной задачи формирование комплексной оценки предлагается осуществлять на основе системного подхода, который в методологическом плане реализуется посредством применения принципов квалиметрии.
Посилання
1. Азгальдов Г.Г. Количественная оценка качества (квалиметрия) / Г.Г. Азгальдов, Л.А. Азгальдова. - М.: Изд-во стандартов, 1971.- 176 с.
2. Азгальдов Г.Г. О квалиметрии / Г.Г. Азгальдов, Э.О. Райхман. - М.: Экономика, 1973. - 136 с.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М.: МИК, 1996.- 128 с.
4. Економiка пiдприємства/ За ред. С.Ф.Покропивного. - К.: Хвиля-прес, 1995.- 280 с.
5. Кац И.Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий (анализ и оценка). / И.Я. Кац. - М.: Финансы и статистика, 1987.- 192 с.
6. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2001.- 421 с.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2000.- 688 с.
8. Хотомлянский А.Л., Черната Т.Н., Тузенко Д.В. Оценка и анализ производственно–хозяйственной деятельности предприятия с использованием матричной модели // Вісник Приазов. держ. техн. ун-ту: Зб. наук. праць.- Маріуполь, 2000.- Вип. 9.- С. 258-263.
9. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: (Вопросы методологии) / А.Д. Шеремет. - М.: Экономика, 1974.- 207 с.