КОНКУРЕНТНІ ПЕРЕВАГИ ЯК ЧИННИК ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
DOI:
https://doi.org/10.31498/2225-6407.1.2013.21886Ключові слова:
конкурентоспроможність, конкурентні переваги, конкурентна позиція, ключові фактори успіху, стратегічне управлінняАнотація
Меліхов А. А. Конкурентні переваги як чинник забезпечення конкурентоспроможності підприємств.
У статті розглянуто важливість та актуальність дослідження проблеми формування конкурентних переваг з метою забезпечення конкурентоспроможності підприємств в умовах нестабільності економічного розвитку. Обґрунтовано мету статті, яка полягає у дослідженні теоретичних проблем забезпечення конкурентних переваг підприємства, розробці методичних рекомендацій по управлінню конкурентними перевагами в умовах сучасної української економіки. Розглянуто різноманітні підходи вчених-економістів щодо сутності конкурентної переваги, зокрема, ресурсний; споживацький; на основі конкурентної позиції; порівняльний; маркетинговий; пов’язаний з майбутньою конкуренцією. Наведено уточнення поняття конкурентної переваги підприємства. Визначено вплив таких факторів як ресурси і технології на формування і розвиток конкурентних переваг, а також підкреслено роль держави у підтримці конкурентоспроможності вітчизняних підприємств. Обґрунтована необхідність сукупної підтримки конкурентних переваг на різних рівнях конкурентоспроможності, що є вкрай важливим в умовах глобалізації. Розглянуто низку нових пояснень конкурентоспроможності підприємств на міжнародному рівні, зокрема, пов'язаних з ефектом масштабу, внутрішнім ринком, виникненням транснаціональних корпорацій, інноваційним розвитком. Зроблено висновок, що конкурентоспроможність доцільно розглядати з позиції синтезу порівняльних (національних) і конкурентних переваг. Визначено, що створювати і утримувати конкурентні переваги зможуть тільки ті підприємства, регіони і країни, де проводиться цілеспрямована політика підвищення конкурентоспроможності, заснована на компетентності і здатності до взаємодії з боку учасників на усіх рівнях.
Мелихов А. А. Конкурентные преимущества как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий.
В статье рассмотрена важность и актуальность исследования проблемы формирования конкурентных преимуществ с целью обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях нестабильности экономического развития. Обоснована цель статьи, которая заключается в исследовании теоретических проблем обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, разработке методических рекомендаций по управлению конкурентными преимуществами в условиях современной украинской экономики. Рассмотрены разнообразные подходы ученых-экономистов относительно сущности конкурентного преимущества, в частности, ресурсный; потребительский; на основе конкурентной позиции; сравнительный; маркетинговый; связанный с будущей конкуренцией. Приведено уточнение понятия конкурентного преимущества предприятия. Определено влияние таких факторов как ресурсы и технологии на формирование и развитие конкурентных преимуществ, а также подчеркнута роль государства в поддержке конкурентоспособности отечественных предприятий. Обоснована необходимость совокупной поддержки конкурентных преимуществ на разных уровнях конкурентоспособности, что является крайне важным в условиях глобализации. Рассмотрен ряд современных объяснений конкурентоспособности предприятий на международном уровне, в частности, связанных с эффектом масштаба, внутренним рынком, возникновением транснациональных корпораций, инновационным развитием. Сделан вывод, что конкурентоспособность целесообразно рассматривать с позиции синтеза сравнительных (национальных) и конкурентных преимуществ. Отмечено, что создавать и удерживать конкурентные преимущества смогут только те предприятия, регионы и страны, в которых проводится целеустремленная политика роста конкурентоспособности, основанная на компетентности и способности к взаимодействию со стороны участников на всех уровнях.
Melikhov A. A. Competitive advantages as a factor of enterprises’ competitiveness providing.
The article describes the importance and relevance of the research of the problem of competitive advantage forming in order to ensure the competitiveness of enterprises in turbulent economic development. Purpose of the article, which is the study of theoretical problems of providing enterprises’ competitive advantages and the development of guidelines for the management of competitive advantages in today's Ukrainian economy, is substantiated. Various approaches of economists about the nature of competitive advantage, in particular, resource; consumer; based on the competitive position; comparative; marketing; related to the future competition, are considered. Refinement of the concept of competitive advantage of the enterprise is powered. The influence of factors such as resources and technology on the formation and development of competitive advantages is determinated, and the role of the state in supporting the competitiveness of domestic enterprises is emphasized. The necessity of the combined support of the competitive advantages is substantiated at different levels of competitiveness, which is extremely important in the context of globalization. A number of modern explanations of enterprise competitiveness at international level is considered, in particular those related to effect of scale, internal market, rising of transnational corporations, innovative development. It is concluded that the competitiveness should be examined from the perspective of synthesis of comparative (national) and competitive advantages. It is noted that only those enterprises, regions and countries will be able to create and to maintain competitive advantages, in which purposeful policy of competitiveness growth, which based on the competence and the ability to co-operate with the participants at all levels, is implemented.