СОЦІАЛЬНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ БІЗНЕСУ ЯК СКЛАДОВА ЧАСТИНА ЙОГО КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ
DOI:
https://doi.org/10.31498/2225-6407.1.2013.22071Ключові слова:
соціальна відповідальність бізнесу, корпоративна соціальна відповідальність, конкурентоспроможність, конкурентні переваги, підприємство.Анотація
Сучков А. В. Соціальна відповідальність бізнесу як складова його конкурентоспроможності
У статті розглядається важлива тема, що набуває все більшої актуальності у сучасних умовах господарювання – соціальна відповідальність бізнесу. Питання впровадження соціальної відповідальності бізнесу, або корпоративної соціальної відповідальності розглядається не тільки з точки зору проблем соціальної сфери суспільства та необхідності забезпечення соціальних гарантій працюючого населення, а й з позиції використання соціальної відповідальності бізнесу для створення конкурентних переваг для окремого підприємства, налагодження зв’язків з громадськістю та органами центральної і місцевої влади, підтримання позитивного іміджу компанії. Визначено важливість впровадження концепції соціальної відповідальності бізнесу у сучасній кризовій економічній ситуації. Наголошено на необхідності дотримання балансу соціальних зобов’язань підприємства, тому що вони можуть бути як позитивними, так і негативним складовими конкурентоспроможності компанії. Автор дає визначення конкурентоспроможності та конкурентним перевагам, описує фактори, що обумовлюють конкурентоспроможність кожного підприємства. Проаналізовано склад техніко – економічних, комерційних та нормативно – правових факторів. У статті висвітлено роль соціальної відповідальності бізнесу як для поліпшення стосунків з громадськістю та органами влади, так і для залучення висококваліфікованих працівників, тобто для отримання конкурентних переваг на ринку праці. Дано опис базового інструментарію впровадження концепції соціальної відповідальності бізнесу, використання якого у різних комбінаціях дозволить кожному управлінцю знайти необхідну комбінацію дій та мотивів створення соціально відповідально бізнесу свого підприємства. Наведено основні типи соціальних програм, базові мотиви їх впровадження та інструменти реалізації. Також описані найбільш поширенні шаблони впровадження соціальних програм на підприємствах, що дозволить спростити процедуру використання концепції соціальної відповідальності бізнесу для підвищення конкурентоспроможності будь-яких підприємств.
Сучков А. В. Социальная ответственность бизнеса как составляющая его конкурентоспособности.
В статье рассматривается важная тема, приобретающая все большую актуальность в современных условиях хозяйствования - социальная ответственность бизнеса. Вопросы внедрения социальной ответственности бизнеса или корпоративной социальной ответственности рассматриваются не только с точки зрения проблем социальной сферы общества и необходимости обеспечения социальных гарантий работающего населения, но и с позиции использования социальной ответственности бизнеса для создания конкурентных преимуществ для отдельного предприятия, налаживания связей с общественностью и органами центральной и местной власти, поддержания положительного имиджа компании. Описана важность внедрения концепции социальной ответственности бизнеса в современной кризисной экономической ситуации. Отмечена необходимость соблюдения баланса социальных обязательств предприятия, потому что они могут быть как положительными, так и отрицательным составляющим конкурентоспособности компании. Автор дает определение конкурентоспособности и конкурентным преимуществам, описывает факторы, обусловливающие конкурентоспособность каждого предприятия. Проанализирован состав технико-экономических, коммерческих и нормативно - правовых факторов. В статье освещена роль социальной ответственности бизнеса как для улучшения отношений с общественностью и органами власти, так и для привлечения высококвалифицированных работников, т.е. для получения конкурентных преимуществ на рынке труда. Дано описание базового инструментария внедрения концепции социальной ответственности бизнеса, использование которого в различных комбинациях позволит каждому управленцу найти необходимую комбинацию действий и мотивов создания социально ответственно бизнеса своего предприятия. Приведены основные типы социальных программ, базовые мотивы их внедрения и инструменты реализации. Также описаны наиболее распространенные шаблоны внедрения социальных программ на предприятиях, что позволит упростить процедуру использования концепции социальной ответственности бизнеса для повышения конкурентоспособности любых предприятий.
Suchkov A. Social responsibility of business as part of its competitiveness.
The article deals with an important topic that has become increasingly important in the current economic conditions - social responsibility of business. Implementation Issues of corporate social responsibility or CSR is seen not only in terms of the social problems of society and the need for social protection of the working population, but also from the standpoint of using CSR to create a competitive advantage for an enterprise, establishing public relations and central and local government, maintaining a positive image of the company. The author has determined the importance of introducing the concept of corporate social responsibility in contemporary critical economic situation. The necessity of balancing the social obligations of the enterprise is highlighted, so that they can be both positive and negative components of competitiveness. The author gives the definition of competitiveness and competitive advantage, describes the factors that contribute to the competitiveness of each company. The composition of the technical - economic, commercial and legal - legal factors has been analyzed. The article highlights the role of social responsibility for improving public relations and government cooperation and to attract highly skilled workers to gain competitive advantage in the job market. A description of the basic tools of implementing corporate social responsibility, the use of which in various combinations will allow each manager to find the necessary combination of actions and motives of creating a socially responsible business enterprise. The basic types of social programs, the basic reasons for its introduction and implementation tools are determined. The author also describes the most distributing templates implementing social programs in enterprises, which will simplify the use of corporate social responsibility to improve the competitiveness of any enterprise.