ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Ключевые слова:
интериоризация, возникновение, преобразование, трансформация, интериоризация гуманитарно-профессиональных знаний, студенты филологических специальностейАннотация
В статье рассматривается многозначное и спорное понятие «интериоризация». Данный термин трактуется как процесс приобретения опыта; переход от коллективных форм деятельности к индивидуальной; трансформация внешних индивидуальных форм деятельности во внутренние. Проанализированы основные этапы становления и развития исследуемого понятия в мире. Интериоризация гуманитарно-профессиональных знаний в учебной деятельности студентов филологических специальностей – компликативная дидактическая система, которая является составляющей более комплексной системы подготовки студентов.
Библиографические ссылки
Ахутина, Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации [Текст] / Т.В. Ахутина//Вестник Моск. ун-та Сер.14: Психология. –2004.– №3– С41-56.
Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.
Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления [Текст] / А. В. Брушлинский. – М.: Высшая школа, 1968. –104 с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский/ Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982– 1984. Т.
Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966, №6. – С. 25-31.
Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин // М.: КД «Университет»; Высшая школа. – 2002. – 400 с.
Клименко, И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека [Текст]/ И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – С. 3–12.
Леонтьев, А.Н. Генез человеческой речи и мышления [Текст] / А.Н. Леонтьев // В кн.: Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. –М.: Смысл, 2003. – С. 278-288.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // В кн.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. – С. 6-177.
Пиаже, Жан. Избранные психологические труды: [Пер. c англ., фр.] [Текст] / Ж. Пиаже.– М.: Междунар. пед. академия, 1994. – 674 с.
Пиаже, Жан Психология интеллекта: [перевод] [Текст] / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2003. – 192 с.
Пушкарева, Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке [Текст]/ Т.В. Пушкарева// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
Рубчевский, К. В. Социализация в современных условиях: Социально-философский анализ: авторефер. дис…. докт. философ. наук: спец. 09.00.11 «Социальная философия» [Текст] / Рубчевский Константин Владимирович; Сибирский юридический институт. – Красноярск, 2003. –309 c.
Сенющенков, С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии [Текст]: автореф.дис. … канд. психол. наук: 19.00.01/ С.П. Сенющенков. – МГУ. – М., 2009. – 34 с.
Сеченов, И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология [Текст] / И.М. Сеченов. – М.: АН СССР, 1952. – 774 с.
Синяговська І. Ю. Проблема інтеріоризації знань у психолого-педагогічній науці [Текст] / І. Ю. Сіняговська // Педагогіка вищої та середньої школи. – 2015. – Вип. 45. – С. 292-298.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений[Текст] / Н. Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
Талызина, Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня[Текст] / Н. Ф. Талызина//Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С.92-101.
Durkheim, Émile. The Rules of Sociological Method, Preface to the Second Edition, trans. W.D.Halls, The Free Press, – 1982.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2018 О.В. Бабенко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в этом журнале, соглашаются со следующими условиями:Авторы оставляют за собой право на авторство своей работы и передают журналу право первой публикации этой работы на условиях лицензии Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International (CC BY-NC-SA 4.0), которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и первую публикацию работы в этом журнале.
Авторы имеют право заключать самостоятельные дополнительные соглашения по неэксклюзивного распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном хранилище учреждения или публиковать в составе монографии), при условии сохранения ссылки на первую публикацию работы в этом журнале.
Политика журнала позволяет и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например, в хранилищах учреждений или на личных веб-сайтах) рукописи работы, как до представления рукописи в редакцию, так и во время его редакционного обработки, поскольку это способствует возникновению продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования опубликованной работы (см. The Effect of Open Access).