ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Авторы

  • О.В. Бабенко кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков и перевода, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г.Киев, Ukraine

Ключевые слова:

интериоризация, возникновение, преобразование, трансформация, интериоризация гуманитарно-профессиональных знаний, студенты филологических специальностей

Аннотация

В статье рассматривается многозначное и спорное понятие «интериоризация». Данный термин трактуется как процесс приобретения опыта; переход от коллективных форм деятельности к индивидуальной; трансформация внешних индивидуальных форм деятельности во внутренние. Проанализированы основные этапы становления и развития исследуемого понятия в мире. Интериоризация гуманитарно-профессиональных знаний в учебной деятельности студентов филологических специальностей – компликативная дидактическая система, которая является составляющей более комплексной системы подготовки студентов.

 

Библиографические ссылки

Ахутина, Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации [Текст] / Т.В. Ахутина//Вестник Моск. ун-та Сер.14: Психология. –2004.– №3– С41-56.

Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.

Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления [Текст] / А. В. Брушлинский. – М.: Высшая школа, 1968. –104 с.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский/ Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982– 1984. Т.

Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966, №6. – С. 25-31.

Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин // М.: КД «Университет»; Высшая школа. – 2002. – 400 с.

Клименко, И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека [Текст]/ И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – С. 3–12.

Леонтьев, А.Н. Генез человеческой речи и мышления [Текст] / А.Н. Леонтьев // В кн.: Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. –М.: Смысл, 2003. – С. 278-288.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // В кн.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. – С. 6-177.

Пиаже, Жан. Избранные психологические труды: [Пер. c англ., фр.] [Текст] / Ж. Пиаже.– М.: Междунар. пед. академия, 1994. – 674 с.

Пиаже, Жан Психология интеллекта: [перевод] [Текст] / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2003. – 192 с.

Пушкарева, Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке [Текст]/ Т.В. Пушкарева// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.

Рубчевский, К. В. Социализация в современных условиях: Социально-философский анализ: авторефер. дис…. докт. философ. наук: спец. 09.00.11 «Социальная философия» [Текст] / Рубчевский Константин Владимирович; Сибирский юридический институт. – Красноярск, 2003. –309 c.

Сенющенков, С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии [Текст]: автореф.дис. … канд. психол. наук: 19.00.01/ С.П. Сенющенков. – МГУ. – М., 2009. – 34 с.

Сеченов, И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология [Текст] / И.М. Сеченов. – М.: АН СССР, 1952. – 774 с.

Синяговська І. Ю. Проблема інтеріоризації знань у психолого-педагогічній науці [Текст] / І. Ю. Сіняговська // Педагогіка вищої та середньої школи. – 2015. – Вип. 45. – С. 292-298.

Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений[Текст] / Н. Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

Талызина, Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня[Текст] / Н. Ф. Талызина//Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С.92-101.

Durkheim, Émile. The Rules of Sociological Method, Preface to the Second Edition, trans. W.D.Halls, The Free Press, – 1982.

Опубликован

2018-08-23