ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ЭТАП УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ МОЛОДЕЖИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Ключевые слова:
нарушения зрения, интеграция, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, тренингАннотация
В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации и трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями, выделяются профессиональные и социально-психологические аспекты их трудовой адаптации. Проанализирована проблема профессионального самоопределения молодёжи с нарушениями зрения. Подчёркивается важность адекватного выбора профессии для успешной интеграции таких людей в социум. Разные виды трудовой деятельности выдвигают и разные требования к зрительному анализатору, поэтому профессиональная ориентация слабовидящих старшеклассников должна основываться на учете их зрительных возможностей и специфики выбранной профессии. В условиях зрительной депривации значительно усложняется процесс самоопределения, который у незрячих и слабовидящих старшеклассников связанный с профессиональным, семейным, бытовым самоопределением, которое может усилить ощущение тревожности, снизить темп процесса стабилизации личности. Важное значение имеет и отношение родителей к дефекту ребенка в процессе его воспитания. Предлагается программа тренинговых занятий, направленных на осознание жизненных целей, своих желаний и возможностей осуществления адекватного выбора будущей профессии молодыми людьми, имеющими нарушения зрения.Библиографические ссылки
Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением / Гудонис В.П. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.
Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика / Ермаков В.П. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
Інтеграція молоді з обмеженими фізичними можливостями в суспільство: громадсько-правові, соціально-психологічні та інформаційно-технологічні аспекти / [Клопота Є.А., Бондаренко В.Г., Клопота О.А., Бондаренко С.А.]. – Запоріжжя: ЗНУ, 2008. – 114 с.
Лесько О.Й. Зайнятість та професійна реабілітація осіб з обмеженими фізичними можливостями (методологія, проблеми, шляхи вирішення) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. економ. наук: спец. 08.09.01 – «Демографія, економіка праці, соціальна економіка і політика» / О.Й. Лесько. – К., 2003. – 20 с.
Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование / Никулина Г. В. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.
Соціально-психологічна робота з дітьми та молоддю з особливими потребами / (Н.О. Головко, Л.Є. Данелян, І.С. Довгалюк та ін.). – К.: Держсоцслужба, 2005. – 108 с.
Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Яницкий М.С. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 84 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2014 Євгеній Клопота
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в этом журнале, соглашаются со следующими условиями:Авторы оставляют за собой право на авторство своей работы и передают журналу право первой публикации этой работы на условиях лицензии Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International (CC BY-NC-SA 4.0), которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и первую публикацию работы в этом журнале.
Авторы имеют право заключать самостоятельные дополнительные соглашения по неэксклюзивного распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном хранилище учреждения или публиковать в составе монографии), при условии сохранения ссылки на первую публикацию работы в этом журнале.
Политика журнала позволяет и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например, в хранилищах учреждений или на личных веб-сайтах) рукописи работы, как до представления рукописи в редакцию, так и во время его редакционного обработки, поскольку это способствует возникновению продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования опубликованной работы (см. The Effect of Open Access).