ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ЭТАП УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ МОЛОДЕЖИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Авторы

  • Євгеній Клопота Запорожский национальный университет, Ukraine

Ключевые слова:

нарушения зрения, интеграция, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, тренинг

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации и трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями, выделяются профессиональные и социально-психологические аспекты их трудовой адаптации. Проанализирована проблема профессионального самоопределения молодёжи с нарушениями зрения. Подчёркивается важность адекватного выбора профессии для успешной интеграции таких людей в социум. Разные виды трудовой деятельности выдвигают и разные требования к зрительному анализатору, поэтому профессиональная ориентация слабовидящих старшеклассников должна основываться на учете их зрительных возможностей и специфики выбранной профессии. В условиях зрительной депривации значительно усложняется процесс самоопределения, который у незрячих и слабовидящих старшеклассников связанный с профессиональным, семейным, бытовым самоопределением, которое может усилить ощущение тревожности, снизить темп процесса стабилизации личности. Важное значение имеет и отношение родителей к дефекту ребенка в процессе его воспитания. Предлагается программа тренинговых занятий, направленных на осознание жизненных целей, своих желаний и возможностей осуществления адекватного выбора будущей профессии молодыми людьми, имеющими нарушения зрения.

Биография автора

Євгеній Клопота, Запорожский национальный университет

к. психол. н., доц. кафедры педагогики и психологии образовательной деятельности

Библиографические ссылки

Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением / Гудонис В.П. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.

Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика / Ермаков В.П. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

Інтеграція молоді з обмеженими фізичними можливостями в суспільство: громадсько-правові, соціально-психологічні та інформаційно-технологічні аспекти / [Клопота Є.А., Бондаренко В.Г., Клопота О.А., Бондаренко С.А.]. – Запоріжжя: ЗНУ, 2008. – 114 с.

Лесько О.Й. Зайнятість та професійна реабілітація осіб з обмеженими фізичними можливостями (методологія, проблеми, шляхи вирішення) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. економ. наук: спец. 08.09.01 – «Демографія, економіка праці, соціальна економіка і політика» / О.Й. Лесько. – К., 2003. – 20 с.

Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование / Никулина Г. В. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.

Соціально-психологічна робота з дітьми та молоддю з особливими потребами / (Н.О. Головко, Л.Є. Данелян, І.С. Довгалюк та ін.). – К.: Держсоцслужба, 2005. – 108 с.

Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Яницкий М.С. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 84 с.

Опубликован

2014-11-22