АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ МОЛОДЕЖИ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ В РАКУРСЕ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова:
юношество, молодежь с нарушениями зрения, слабовидящие, незрячие, самореализация, адаптация, интеграция в социум.Аннотация
В статье рассмотрена проблема интеграции в социум молодежи с недостатками зрения в контексте биопсихосоциального подхода, являющегося синтезом естественно-научной и гуманистической парадигм понимания человека как многоуровневой системы, которая находится в состоянии постоянного взаимообмену с окружающей средой. Доказана багатофакторность природы имеющихся нарушений и их влияния на эффективность интеграционного процесса. Определены биологические, психологические и социальные особенности молодых людей с нарушениями зрения в ракурсе их влияния на интеграцию в социум данной категории молодежи.
Аргументирована важность взаимодействия разных реабилитационных влияний, что обусловлено необходимостью учета всех факторов, влияющих на эффективность интеграции в социум лиц с глубокими нарушениями зрения.
Библиографические ссылки
Синьова Є.П. Тифлопсихологія: навчальний посібник / Євгенія Синьова. - К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2004. -213 с.
Інтеграція молоді з обмеженими фізичними можливостями в суспільство: громадсько-правові, соціально-психологічні та інформаційно-технологічні аспекти: методичний посібник / Є.А. Клопота, В.Г. Бондаренко, О.А. Клопота та ін. – Запоріжжя: ЗНУ, 2008.- 114 с.
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни: монографія / Ксения Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушени¬ями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование / Галина Никулина. - СПб.: КАРО, 2006. - 400 с.
Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением: монографія / Витаутас Гудонис .- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: монография / Валентина Феоктистова. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: В 6 т. / Лев Выготский. - М.: Педагогика, 1983 - Т.5: Основы дефектологии. - 1983. - 368 с.
Денисова О. А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогичекское пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. пед. наук: спец. 13.00.03 «Коррекционная педагогика» / О. А. Денисова. – М., 2007. – 47 с.
Зайцев Д.В. Основи коррекционной педагогики: Учебно-методический пособие / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. - Саратов: Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевського, 1999. - 110 с.
Суславичус А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установок к себе лиц со зрительными дефектами: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. псих. наук: 09.00.10 / А.И. Суславичус. – Л., 1978. – 16 с.
Hunt N., Marshall K. Exceptional Children and Youth /An Introduction to Special Education. - New York: Houghton Mifflin Company, 2005. - 516 р.
Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов / Л.Ф. Обухова, Т.В. Рябова, М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С.40-48.
Єрмаков В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика: пособие для учителя / В. П. Єрмаков; под ред. В. И. Селиверстова. – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. (Коррекционная педагогика).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2015 Ольга Клопота
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в этом журнале, соглашаются со следующими условиями:Авторы оставляют за собой право на авторство своей работы и передают журналу право первой публикации этой работы на условиях лицензии Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International (CC BY-NC-SA 4.0), которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и первую публикацию работы в этом журнале.
Авторы имеют право заключать самостоятельные дополнительные соглашения по неэксклюзивного распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном хранилище учреждения или публиковать в составе монографии), при условии сохранения ссылки на первую публикацию работы в этом журнале.
Политика журнала позволяет и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например, в хранилищах учреждений или на личных веб-сайтах) рукописи работы, как до представления рукописи в редакцию, так и во время его редакционного обработки, поскольку это способствует возникновению продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования опубликованной работы (см. The Effect of Open Access).