ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы

  • Є.М. Калюжна Запорожский национальный университет, Ukraine
  • А.О. Дудко Запорожский национальный университет, Ukraine

Ключевые слова:

Я-концепция, личность, онтогенетическое развитие, старший школьный возраст, тенденции поведения, социальный объект, «Образ-Я».

Аннотация

Статья посвящена изучению теоретических аспектов явления Я-концепции личности и ее психологических особенностей в старшем школьном возрасте. Проанализированы ключевые определения понятия Я-концепции в современной научной психологии. Рассмотрены творческие достижения и концептуальные позиции отечественных и зарубежных психологов по проблематике Я-концепции личности. Отмечено, что Я-концепция является важной психологической категорией, которая тесно связана с самосознанием личности и занимает центральное место в психологической регуляции деятельности. Указана необходимость теоретико-эмпирического изучения онтогенетического аспекта Я-концепции как фактора становления и развития личности. Продемонстрирована роль Я-концепции в формировании личности в старшем школьном возрасте. Показана возрастная специфика Я-концепции подростка и ее значение в регуляции его социальной активности. Акцентировано внимание на том, что Я-концепция, как необходимая составляющая развития самосознания личности, не ограничивается внутренним пространством человека и, в любом возрасте, является социально детерминированной.

Биографии авторов

Є.М. Калюжна, Запорожский национальный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии

А.О. Дудко, Запорожский национальный университет

студентка факультета социальной педагогики и психологии

Библиографические ссылки

Бернс Р. Что такое Я-концепция / Р.Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С.333-393

Дерябин А.А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы /А.А.Дерябин. – М., 1994. – 352 с.

Калюжна Є.М. Я-концепція як ресурс досягнення цілісності та зрілості особистості / Є.М.Калюжна // Психологія: Вісник ХНПУ ім. Г.С.Сковороди. – Харків: ХНПУ, 2014. – С. 102-112.

Калюжна Є.М. Роль самооцінки у формуванні статусу особистості у групі / Є.М.Калюжна, О.С.Гвоздик // Проблеми сучасної психології: збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України та Державного вищого навчального закладу “Запорізький національний університет” / За ред. С.Д.Максименко, Н.Ф.Шевченко, М.Г.Ткалич. – Запоріжжя: ЗНУ, 2015. – № 2 (8). – С. 102-108.

Kaluzhnaya E.N. Psychological mechanisms of formation self-concept of the personality / E.N.Kaluzhnaya // Стратегія розвитку професійної підготовки та естетичного виховання майбутніх акторів у третьому тисячолітті: Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції 26-27 листопада 2015 р. – Запоріжжя, 2015. – С. 48-50.

Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. – М.: Прогресс, 1980. – 312 с.

Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г.Мещеряков, В.Зинченко. – М.: Олмапресс, 2004. – 666 с.

Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста / И.М.Слободчиков // Психологическая наука и образование. – М, 2005. – № 1.

Столин В.В. Самосознание личности / В.В.Столин, – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 284 с.

Опубликован

2016-02-09