ПРОСТРАНСТВО ИНТРАСУБЪЕКТНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИЯ КОНЦЕПТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы

  • І.М. Омельченко Институт специальной педагогики Академии педагогических наук Украины, Ukraine

Ключевые слова:

коммуникативная деятельность, интрасубьектная коммуникативная деятельность, Другой, партнер, интерсубъектные и интрасубьективные границы, квазисубьект, любимая игрушка, воображаемый компаньон, дошкольники с задержкой психического развития.

Аннотация

В статье теоретически обоснована актуальность исследования интрасубьектной коммуникативной деятельности в новых реалиях информационного общества, включая паритетность таких форм взаимодействия, как коммуникативная деятельность с реальным партнером, с одной стороны, и общение с квазисубьектом (воображаемым компаньоном) и субъективированным объектом (любимой игрушкой), с другой. Выделены компоненты субъектности (самосознание, осознание, идентификацию, рефлексию) и раскрыто их роль в развитии осознанного общения с Другим. Операционализировано эмпирический концепт исследования интрасубьектной коммуникативной деятельности с Другим (любимой игрушкой и воображаемый компаньоном) у детей с задержкой психического развития.

 

 

Биография автора

І.М. Омельченко, Институт специальной педагогики Академии педагогических наук Украины

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории интенсивной педагогической коррекции

Библиографические ссылки

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. (Серия «Психологи Отечества»).

Бескова. Д.А. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М., 2004. – С.133–148.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.07 / Е.Н. Волкова. – Москва, 1998. – 50 с.

Журавлев И.В. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели / И.В. Журавлев, А.Ш. Тхостов // Психологический журнал. – 2003. – №3. – С. 5–12.

Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания / В.П. Зинченко // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 85–98.

Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика / И.С. Ладенко // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». – Новосибирск, 1995. С. 8–25.

Мацута В.В. Содержательные и структурные характеристики внутриличностной коммуникации / В. В. Мацута/ Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 34. – С. 37-39

Минюрова С. А. Психологические особенности наглядной формы самосознания в детском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Минюрова. – Москва, 1995. – 22 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – [6-е изд., стереотип.]. – М. : Издательский центр"Академия", 2000. – 456 с.

Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

Омельченко І.М. Психолого-педагогічні основи діагностики і формування комунікативної діяльності у дітей дошкільного віку із затримкою психічного розвитку: навчально-методичний посібник / І.М. Омельченко; Інститут спеціальної педагогіки НАПН України. – Полтава: ТОВ „Фірма „Техсервіс“, 2015. – 185 с.

Омельченко І.М. Спілкування як комунікація, взаємодія і діалог із Іншим: суб’єктний підхід / І.М. Омельченко // Проблеми сучасної психології: збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г. С. Костюка НАПН України / за наук. ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфрієвої. – Вип. 28. – Кам’янець-Подільський : Аксіома, 2015. – С. 375–384.

Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. – 1985. – №4. – С. 17–30.

Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе / А.В. Россохин. – М. : Когито-центр, 2010. – 304 с.

Рягузова Е.В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я и Другого» / Е.В. Рягузова. – Саратов : Научная книга, 2011. –304 c.

Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М. : Смысл, 2002. – 287 с.

Хараш А. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий / А. Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. – М : НИИ ОПП АПН СССР. 1979 г. – С. 17–35.

Шаров А.С. Онтология психологических механизмов рефлексии [Электронный ресурс] / А.С. Шаров // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – Выпуск 2006 – Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-25.pdf

Omelchenko I. Tools for psychological diagnostics of chronotope of communicative activity of preschool children with delay of mental development: theory and technique / I. Omelchenko // TEKA-Archives of the Commission of Medical Sciences, Polish Academy of Sciences Branch in Lublin. – Lublin : Towarzystwo Wydawnictw Naukowych LIBROPOLIS, 2014. – Vol. 2. – №1.– P. 27–33.

Опубликован

2016-07-03