ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Авторы

Ключевые слова:

инклюзивное пространство, незрячие, слабовидящие, психологическое сопровождение, интеграция.

Аннотация

В статье рассматриваются принципы и особенности организации психокоррекционной работы слюдьми, имеющими глубокие нарушения зрения. Анализируется модель психологического сопровождения , которая включает следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическая профилактика, просветительская деятельность, индивидуальная и групповая психологическая коррекция. Подчеркивается необходимость того, чтобы комплексное психологическое сопровождение охватывало всех участников инклюзивного пространства. Проведение психокоррекционной работы с незрячими и слабовидящими людьми, на разных этапах их интеграции в социум предполагает учет необходимости адаптации стимульного психодиагностического материала, приоритетность использования тренинговых упражнений, а также коррекционных индивидуальных и групповых методов.

 

Биография автора

Є.А. Клопота, Запорожский национальный университет

доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образовательной деятельности, Заслуженный работник образования Украины

Библиографические ссылки

Зарубина И. Н. Коррекционно-педагогическая поддержка студентов с нарушениями зрения, обучающихся в высших учебных заведениях : дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Зарубина Ирина Николаевна. – М., 2006. – 214 с.

Кобильченко В.В. Соціально-психологічні основи розвитку та корекції особис¬тості підлітка в нормі і при патології зору: Монографія. - К.: Освіта України, 2010.-550 с.

Колупаева А.А. Інклюзивна освіта: реалії та перспективи: Монографія.- К.: «Самміт-Книга», 2009. - 272 с. - (Серія «Інклюзивна освіта»).

Коновалова М. Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: дис. канд. псих. наук: 19.00.10 / Коновалова Марина Дмитриевна. – М., 2005. – 207 с.

Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. - СПб. : КАРО, 2006. - 400 с.

Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения [учебно-методическое пособие] / Никулина И. Н. – СПб.: Каро 2008. – 192 с.

Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. - № 4. С.9-14.

Яковлева А. А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению: дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / Яковлева Анна Андреевна – Санкт-Петербург, 2009. – 176 с.

Nancq Hunt. Exceptional children and youth / Nancq Hunt, Kathleen Marshall. – Boston, New-York : Hougton Mifflin Company, 2005. – p. 535.

Опубликован

2016-07-18