О НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ "ПРОЧТЕНИЯ" МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА В ПОСЛЕДНИХ СОНАТАХ Ф. ПУЛЕНКА

Автор(и)

  • Daria Mendelenko

DOI:

https://doi.org/10.32461/2226-0285.1.2016.148426

Ключові слова:

Ф. Пуленк, соната, музыкальный текст, цитата, многоуровневость, открытость

Анотація

Цель работы – рассмотреть различные подходы к трактовке авторского замысла Сонаты для кларнета и Сонаты для гобоя и фортепиано Ф. Пуленка, обозначить основные смыслообразующие компоненты музыкального текста. На примере анализируемых сонат показать воплощение идей открытости и многоуровневости художественного текста в творчестве Пуленка и провести параллель с подобным явлением в литературе ХХ века. Методология. Специфика поставленных задач предопределила выбор методологической базы исследования: работа основана на комплексном подходе, объединившем культурно-исторический, проблемный и контекстуальный исследовательские методы. Изучение истоков тематизма Сонат и особенностей работы с цитируемым материалом потребовало привлечения метода интонационного анализа. При выявлении общих принципов с современной литературой использован метод аналогии. Научная новизна  состоит  в том, что  впервые камерно-инструментальные  сонаты Ф. Пуленка изучаются с применением контекстуального подхода, позволяющего выявить скрытые смыслы, заложенные в авторском тексте. Высказывается предположение о существовании в двух рассматриваемых сонатах имплицитного содержательного слоя, связанного с использованием в них тематического материала созданных ранее произведений. Приведенные наблюдения расширяют и углубляют представления о стиле и музыкальном мышлении Ф. Пуленка, а также позволяют вписать творчество композитора в современный контекст. Выводы. Ф. Пуленк воплотил в своем творчестве современную идею открытости и многоуровневости художественного текста. Безусловно, любое произведение искусства (тем более искусства музыкального) в той или иной степени "открыто" и допускает различные варианты интерпретаций, но в случае с последними опусами Пуленка речь идет об особом "поэтическом подходе", когда многозначность заложена уже в самой структуре текста.


Біографія автора

Daria Mendelenko

аспирантка кафедры истории мировой музыки Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского


Посилання

Багрова Е. Размышления о синтезе жанров в сонате для гобоя и фортепиано Франсиса Пуленка / Е. Багрова // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. – 2014. – №4 (11). – С. 36-45.

Бакун М. И. Трактовка жанров духовной музыки в творчестве Франсиса Пуленка [Текст]: автореф. дис. ... канд.искусствоведения : 17.00.02 / М. И. Бакун; Санкт-Петерб. гос. консерватория (акад.) им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб., 2013. – 22 с.

Галочкина И. В. Сонаты Пуленка для духовых инструментов и фортепиано в классе камерного ансамбля: методические рекомендации/ И. В. Галочкина: под ред. Н. И. Копысовой. – Минск : Белорусская Государственная консерватория им. А. В. Луначарского, 1989. – 29 с.

Жукова О. А. Фортепіанна творчість Франсіса Пуленка в контексті французьких клавірних традицій [Текст] : дис канд. мистецтвознав. : 17.00.03 / О. А. Жукова ; Нац. муз. акад. України ім. П. І. Чайковського. – К., 2009. – 218 с.

Медведева И. Франсис Пуленк / И. Медведева. – М. : Советский композитор, 1969. – 254 с.

Прокофьев С. Дневник 1907 – 1933: В 3 кн. / С. Прокофьев; предисл. Свят. Прокофьева. – Ч. 2. – Париж : sprkfv, 2002. – 892 с.

Толстых Н.П. Камерно-ансамблевая музыка ХХ века в курсе фортепиано: Франсис Пуленк. Утренняя серенада; Соната для гобоя и фортепиано // Курс фортепиано в системе музыкального образования: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. Н.П. Толстых. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. – С. 114—127.

Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко; пер. с англ. А. Глебовской. – СПб. : Симпозиум, 2002. – 285 с.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко; пер. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. – СПб. : Симпозиум, 2007. – 502 с.

Bernac P. Francis Poulenc et ses mélodies / Pierre Bernac. – Paris : Buchet-Chastel, 1978. – 220 p.

Hell H. Francis Poulenc, musicien franсais / H. Hell. – Paris : Fayard, 1978. – 391 p.

Lacombe H. Francis Poulenc / H. Lacombe. – Paris : Fayard, 2013. – 1104 p.

Poulenc F. Correspondance 1910-1963 / [Réunie, choisie, présente et annotée par Myriam Chimènes].– Paris : Fayard, 1994. – 1129 p.

Poulenc F. J'écris ce qui me chante : Textes et entretiens, réunis, présentés et annotés par Nicolas Southon. Paris : Fayard, 2011. – 920 p.

Schmidt C. B. Entrancing Muse: A Documented Biography of Francis Poulenc / Carl B. Schmidt. – London : Pendragon Pr, 2001. – 621 p.

Schonberg H. C. Music: A Tribute to Francis Poulenc / Harold C. Schonberg. // The New York Times. – 1963. – April, 11. – P. 29.

Bagrova, E. (2014). Reflections on the synthesis of genres in the Sonata for Oboe and Piano by Francis Poulenc. Uchenye zapiski RAM im. Gnesinykh, 4 (11), 36-45 [in Russian].

Bakun, M. I. (2013). The interpretation of sacred music genres in the work of Francis Poulenc. Extended abstract of candidate’s thesis. St. Petersburg: N. A. Rimsky-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory [in Russian].

Galochkina, I. V. (1989). Poulenc's sonatas for wind instruments and piano in the class of chamber ensemble: methodical recommendations. N. I. Kopysova (Ed.). Minsk: Belarusian State Conservatorynamed after A. V. Lunacharsky[in Russian].

Zhukova, O. A. (2009). Francis Poulenc’s piano work in the context of French clavier traditions. Candidate’s thesis. Kyiv: Nat. mus. academy of Ukraine named after P. I. Tchaikovsky [in Ukrainian].

Medvedeva, I. (1969). Francis Poulenc. Moscow: Sovetskiy Kompozitor [in Russian].

Prokofiev, S. (2002). Diary 1907 – 1933 (Part 2). Paris: sprkfv [in Russian].

Tolstykh, N. P. (1997). Chamber ensemble music of the XX century in the course of the piano: Francis Poulenc. Aubade; Sonata for Oboe and Piano. Course of the piano in the system of music education: Sbornik trudov RAM im. Gnesinykh, 114-127 [in Russian].

Eco, U. (2002). Six walks in the fictional woods. (A. Glebovskaya, Trans). St. Petersburg: Simpozium [in Russian].

Eco, U. (2007). The role of the reader: explorations in the semiotics of texts. (S. D. Serebryanyy, Trans). St. Petersburg: Simpozium [in Russian].

Bernac, P. (1978). Francis Poulenc and his mélodies. Paris: Buchet-Chastel [in French].

Hell, H. (1978). Francis Poulenc, the french musician. Paris: Fayard [in French].

Lacombe, H. (2013). Francis Poulenc. Paris: Fayard [in French].

Poulenc, F. (1994). Correspondence 1910-1963. M. Chimènes (Ed.). Paris: Fayard [in French].

Poulenc, F. (2011). I write what sings to me: Texts and interviews gathered, presented and annotated by Nicolas Southon. Paris: Fayard [in French].

Schmidt, C. B. (2001). Entrancing Muse: A Documented Biography of Francis Poulenc. London: Pendragon Pr [in English].

Schonberg, H. C. (1963). Music: A Tribute to Francis Poulenc. The New York Times, 11 April, 29 [in English].

##submission.downloads##