КИТАЙСКИЙ АВАНГАРДНЫЙ ТЕАТР: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Автор(и)

  • Yan Chao

DOI:

https://doi.org/10.32461/149886

Ключові слова:

Авангард, китайский авангардный театр, китайский драматический театр, китайский традиционный театр, китайский экспериментальный театр

Анотація

Цель исследования - охарактеризовать особенности китайского театрального авангарда конца 1980-х - начала 1990-х гг. На основании творческих принципов главных представителей китайского театрального авангарда - Линь Чжаохуа (Lin Zhaohua ІЇФМЩ 1936), Моу Сэнь (Mou Sen, 1963), Мэн Цзинхуэй (Meng Jinghu ЖШЩ 1966), их знаковых спектаклей, сравнительной характеристики, соотнести традиционное европейское понятие «авангард» с театральными поисками Китая. Методология исследования включает в себя сравнительно-исторический, биографический, историко-типологический методы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в Украине китайский авангардный театр рассматривается через призму европейского понимания этого направления. Выводы. Поставлена проблема адаптации европейской терминологии к реалиям китайского театра, предложено рассматривать китайский авангардный театр как проводник и «переводчик» идей европейской театральной культуры для китайского зрителя.


Біографія автора

Yan Chao

аспирант кафедры театроведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого


Посилання

Bettina S. Entell. Post-Tian’anmen: a new era in Chinese theatre. Experimentation during the 1990s at Beijing’s China National experimental theatre / CNET. A dissertation submitted to the graduate division of the university of a Hawai’i in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in theatre. - 2002. - 479 p.

Donghui He. Cultural critique and avant-garde theatre in post-socialist China: Meng Jinghui’s ‘I love therefore I am’ // China Information. - 2015. - Vol. 29(1). - p. 60-88.

Edward L. Davis. Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. - London: Routledge, 2005. - 1105 p.

Faye Chunfang Fei. Chinese Theories of Theater and Performance from Confucius to the Present. - Michigan: University of Michigan Press, 2002. - 213 p.

Ferrari R. Notes on the (Pop) Avant-Garde in China // Berfrois. - 2012. Retrieved from: http://www.berfrois.com/2013/09/notes-on-pop-avant-garde-china-rossella-ferrari/

Henry Y. H. Zhao, Towards a Modern Zen Theatre. - London: University of London, 2000. - 230 p.

Jinghui Meng. Xian feng xi ju dang an. - Beijing: Zuo jia chu ban she, 2011. - 428 p.

Izabella Lab^dzka. Gao Xingjian's Idea of Theatre: From the Word to the Image. - Leiden: BRILL, 2008. - 256 p.

Kevin J. Wetmore, Jr., Siyuan Liu, Erin B. Mee. Modern Asian Theatre and Performance 1900-2000. - Edinburgh: A&C Black, 2014. - 320 p.

Liang Fei. Meng Jinghui, Pioneer of Experimental Theatre in China // Canadian Social Science. - Vol. 2. - № 3. - 2006. - p. 96-99.

Salter D. China’s Theatre of Dissent: a Conversation with Mou Sen and Wu Wenguang // Asian theatre journal. - Vol. 13. - № 2. - 1996. - p. 218-228.

Senshen Cai. Meng Jinghui and His Contemporary Avant-Garde Drama // New Zealand Journal of Asian Studies. - V. 16. - № 1. - 2014. - p. 75-92.

Виноградова T. Китайский народный театр на китайской народной картине: Театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / РАН. Ин-т востоковедения. - СПБ: [б. и.], 2000. - 16 с.

Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: Рос. ун-т театр. искусства (ГИТИС)]. - М., 2013. - 27 с.

Клековюн О. Theatrica: Лексикон / 1ПСМ НАМ Украши. - К.: Фешкс, 2012. - 800 с.

Линь Кэхуань. Режиссерское искусство Линь Джаохуа. - Харбин: Издательство Северной литературы и искусства, 1992. - 306 c.

Лю Лю. Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства]. - СПБ, 2009. - 23 с.

Серова С. Религиозный ритуал и китайский театр. - Москва: Восточная литература, 2012. - 156 с.

Серова С. Традиционный театр (пекинская музыкальная драма) и борьба за новую культуру в Китае (середина XIX - середина XX вв.): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / АН СССР. Ин-т народов Азии. - Москва: [б. и.], 1966. - 27 с.

Сунь Лу. Китайская народная опера: к проблеме становления и развития жанра: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. - Ростов-на-Дону, 2016. - 29 с.

Труды секции восточного театра отдела истории и теории театра ГИЛИ. Вып. 1. Восточный театр / Государственный институт истории искусств. - Л.: Academia, 1929. - 405 с.

Фу Вэйфэн. История и опыт применения «системы» Станиславского в китайской театральной школе: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства]. - СПБ, 2009. - 25 с.

Чжан Чжуннянь. Китайский экспериментальный театр. - Шанхай, Шанхайское народное издательство, 2009. - 285 c.

Юткевич С. В театрах и кино свободного Китая: Записки советского режиссера. - М.: Искусство, 1953. - 175 с.

Bettina S. Entell, (2002). Post-Tian'anmen: a new era in Chinese theatre. Experimentation during the 1990s at Beijing's China National experimental theatre. Doctor’s thesis. Hawai [in English].

Donghui He, (2015). Cultural critique and avant-garde theatre in post-socialist China: Meng Jinghui's 'I love therefore I am'. China Information, 29 (1), 60-88. [in English].

Edward L. Davis, (2005) Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. London: Routledge [in English].

Faye Chunfang Fei, (2002). Chinese Theories of Theater and Performance from Confucius to the Present. Michigan: University of Michigan Press [in English].

Ferrari, R. (2012). Notes on the (Pop) Avant-Garde in China. Berfrois. Retrieved from: http://www.berfrois.com/2013/09/notes-on-pop-avant-garde-china-rossella-ferrari/ [in English].

Henry, Y. H. (2000). Zhao, Towards a Modern Zen Theatre. London: University of London. [in English].

Jinghui Meng, (2011). Xian feng xi ju dang an. Beijing: Zuo jia chu ban she. [in Chinese].

Izabella Labgdzka, (2008). Gao Xingjian's Idea of Theatre: From the Word to the Image. Leiden: BRILL. [in English].

Kevin J. Wetmore, & Jr., & Siyuan Liu, & Erin B. Mee. (2014). Modern Asian Theatre and Performance 1900-2000. Edinburgh: A & C Black. [in English].

Liang Fei, (2006). Meng Jinghui, Pioneer of Experimental Theatre in China. Canadian Social Science, 2 (3), 96-99. [in English].

Salter, D. (1996) China's Theatre of Dissent: a Conversation with Mou Sen and Wu Wenguang. Asian theatre journal, 13 (2), 218-228. [in English].

Senshen Cai, (2014). Meng Jinghui and His Contemporary Avant-Garde Drama. New Zealand Journal of Asian Studies,16 (1), 75-92. [in English].

Vinogradova, T. (2010). Chinese Folk Theater with Chinese National Background: Theatrical New Year Pictures as the Source of Chinese Traditional Culture Study. Extended abstract of candidate’s thesis. Institute of Oriental Studies. St. Petersburg [in Russian].

Yunchen Juan, (2013). Beijing Opera as a Synthetic Stage Performance. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: Russian University of Theater Arts]. Moscow [in Russian].

Klekovkin, A. (2012). Theatrica: Lexicon. Kiev: Phoenix [in Ukrainian].

Kehuan Lin, (1992). Lin Dzhaohua Stage Direction. Harbin: Publishing House of Northern Art and Literature [in Russian].

Liu Liu, (2009). Theory and Practice of Acting Training in Modern Chinese Drama School. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: St. Petersburg. State Academy of Theater Arts]. St. Petersburg [in Russian].

Serova, S. (2012). Religious Ritual and Chinese Theater. Moscow: Oriental Literature [in Russian].

Serova, S. (1966). Traditional Theater (Beijing Music Drama) and Struggle for a New Culture in China (middle of the 19th century — middle of the 20th century). Extended abstract of candidate’s thesis. Moscow [in Russian].

Lu Sun, (2016). Chinese Folk Opera: to the Problem of Formation and Development of the Genre. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: Rostov State Rachmaninoff Conservatoire]. Rostov-on-Don [in Russian].

Works of Oriental Theater Section of Theater History and Theory Department of SIHA. (1929). Vol. 1. Oriental Theater. Leningrad: Academia [in Russian].

Veyfan Fu, (2009). History and Implementing the Method Acting in Chinese Drama School. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: St. Petersburg State Academy Theatrical Art]. St. Petersburg [in Russian].

Zhunnyan Zhang, (2009). Chinese Fringe Theater. Shanghai, Shanghai People’s Publishing [in Russian].

Yutkevich, S. (1953). At Theaters and Cinemas of Free China: Notes of Soviet Director. Moscow [in Russian].

##submission.downloads##