КИТАЙСКИЙ АВАНГАРДНЫЙ ТЕАТР: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
DOI:
https://doi.org/10.32461/149886Ключові слова:
Авангард, китайский авангардный театр, китайский драматический театр, китайский традиционный театр, китайский экспериментальный театрАнотація
Цель исследования - охарактеризовать особенности китайского театрального авангарда конца 1980-х - начала 1990-х гг. На основании творческих принципов главных представителей китайского театрального авангарда - Линь Чжаохуа (Lin Zhaohua ІЇФМЩ 1936), Моу Сэнь (Mou Sen, 1963), Мэн Цзинхуэй (Meng Jinghu ЖШЩ 1966), их знаковых спектаклей, сравнительной характеристики, соотнести традиционное европейское понятие «авангард» с театральными поисками Китая. Методология исследования включает в себя сравнительно-исторический, биографический, историко-типологический методы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в Украине китайский авангардный театр рассматривается через призму европейского понимания этого направления. Выводы. Поставлена проблема адаптации европейской терминологии к реалиям китайского театра, предложено рассматривать китайский авангардный театр как проводник и «переводчик» идей европейской театральной культуры для китайского зрителя.
Посилання
Bettina S. Entell. Post-Tian’anmen: a new era in Chinese theatre. Experimentation during the 1990s at Beijing’s China National experimental theatre / CNET. A dissertation submitted to the graduate division of the university of a Hawai’i in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in theatre. - 2002. - 479 p.
Donghui He. Cultural critique and avant-garde theatre in post-socialist China: Meng Jinghui’s ‘I love therefore I am’ // China Information. - 2015. - Vol. 29(1). - p. 60-88.
Edward L. Davis. Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. - London: Routledge, 2005. - 1105 p.
Faye Chunfang Fei. Chinese Theories of Theater and Performance from Confucius to the Present. - Michigan: University of Michigan Press, 2002. - 213 p.
Ferrari R. Notes on the (Pop) Avant-Garde in China // Berfrois. - 2012. Retrieved from: http://www.berfrois.com/2013/09/notes-on-pop-avant-garde-china-rossella-ferrari/
Henry Y. H. Zhao, Towards a Modern Zen Theatre. - London: University of London, 2000. - 230 p.
Jinghui Meng. Xian feng xi ju dang an. - Beijing: Zuo jia chu ban she, 2011. - 428 p.
Izabella Lab^dzka. Gao Xingjian's Idea of Theatre: From the Word to the Image. - Leiden: BRILL, 2008. - 256 p.
Kevin J. Wetmore, Jr., Siyuan Liu, Erin B. Mee. Modern Asian Theatre and Performance 1900-2000. - Edinburgh: A&C Black, 2014. - 320 p.
Liang Fei. Meng Jinghui, Pioneer of Experimental Theatre in China // Canadian Social Science. - Vol. 2. - № 3. - 2006. - p. 96-99.
Salter D. China’s Theatre of Dissent: a Conversation with Mou Sen and Wu Wenguang // Asian theatre journal. - Vol. 13. - № 2. - 1996. - p. 218-228.
Senshen Cai. Meng Jinghui and His Contemporary Avant-Garde Drama // New Zealand Journal of Asian Studies. - V. 16. - № 1. - 2014. - p. 75-92.
Виноградова T. Китайский народный театр на китайской народной картине: Театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / РАН. Ин-т востоковедения. - СПБ: [б. и.], 2000. - 16 с.
Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: Рос. ун-т театр. искусства (ГИТИС)]. - М., 2013. - 27 с.
Клековюн О. Theatrica: Лексикон / 1ПСМ НАМ Украши. - К.: Фешкс, 2012. - 800 с.
Линь Кэхуань. Режиссерское искусство Линь Джаохуа. - Харбин: Издательство Северной литературы и искусства, 1992. - 306 c.
Лю Лю. Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства]. - СПБ, 2009. - 23 с.
Серова С. Религиозный ритуал и китайский театр. - Москва: Восточная литература, 2012. - 156 с.
Серова С. Традиционный театр (пекинская музыкальная драма) и борьба за новую культуру в Китае (середина XIX - середина XX вв.): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / АН СССР. Ин-т народов Азии. - Москва: [б. и.], 1966. - 27 с.
Сунь Лу. Китайская народная опера: к проблеме становления и развития жанра: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. - Ростов-на-Дону, 2016. - 29 с.
Труды секции восточного театра отдела истории и теории театра ГИЛИ. Вып. 1. Восточный театр / Государственный институт истории искусств. - Л.: Academia, 1929. - 405 с.
Фу Вэйфэн. История и опыт применения «системы» Станиславского в китайской театральной школе: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства]. - СПБ, 2009. - 25 с.
Чжан Чжуннянь. Китайский экспериментальный театр. - Шанхай, Шанхайское народное издательство, 2009. - 285 c.
Юткевич С. В театрах и кино свободного Китая: Записки советского режиссера. - М.: Искусство, 1953. - 175 с.
Bettina S. Entell, (2002). Post-Tian'anmen: a new era in Chinese theatre. Experimentation during the 1990s at Beijing's China National experimental theatre. Doctor’s thesis. Hawai [in English].
Donghui He, (2015). Cultural critique and avant-garde theatre in post-socialist China: Meng Jinghui's 'I love therefore I am'. China Information, 29 (1), 60-88. [in English].
Edward L. Davis, (2005) Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. London: Routledge [in English].
Faye Chunfang Fei, (2002). Chinese Theories of Theater and Performance from Confucius to the Present. Michigan: University of Michigan Press [in English].
Ferrari, R. (2012). Notes on the (Pop) Avant-Garde in China. Berfrois. Retrieved from: http://www.berfrois.com/2013/09/notes-on-pop-avant-garde-china-rossella-ferrari/ [in English].
Henry, Y. H. (2000). Zhao, Towards a Modern Zen Theatre. London: University of London. [in English].
Jinghui Meng, (2011). Xian feng xi ju dang an. Beijing: Zuo jia chu ban she. [in Chinese].
Izabella Labgdzka, (2008). Gao Xingjian's Idea of Theatre: From the Word to the Image. Leiden: BRILL. [in English].
Kevin J. Wetmore, & Jr., & Siyuan Liu, & Erin B. Mee. (2014). Modern Asian Theatre and Performance 1900-2000. Edinburgh: A & C Black. [in English].
Liang Fei, (2006). Meng Jinghui, Pioneer of Experimental Theatre in China. Canadian Social Science, 2 (3), 96-99. [in English].
Salter, D. (1996) China's Theatre of Dissent: a Conversation with Mou Sen and Wu Wenguang. Asian theatre journal, 13 (2), 218-228. [in English].
Senshen Cai, (2014). Meng Jinghui and His Contemporary Avant-Garde Drama. New Zealand Journal of Asian Studies,16 (1), 75-92. [in English].
Vinogradova, T. (2010). Chinese Folk Theater with Chinese National Background: Theatrical New Year Pictures as the Source of Chinese Traditional Culture Study. Extended abstract of candidate’s thesis. Institute of Oriental Studies. St. Petersburg [in Russian].
Yunchen Juan, (2013). Beijing Opera as a Synthetic Stage Performance. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: Russian University of Theater Arts]. Moscow [in Russian].
Klekovkin, A. (2012). Theatrica: Lexicon. Kiev: Phoenix [in Ukrainian].
Kehuan Lin, (1992). Lin Dzhaohua Stage Direction. Harbin: Publishing House of Northern Art and Literature [in Russian].
Liu Liu, (2009). Theory and Practice of Acting Training in Modern Chinese Drama School. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: St. Petersburg. State Academy of Theater Arts]. St. Petersburg [in Russian].
Serova, S. (2012). Religious Ritual and Chinese Theater. Moscow: Oriental Literature [in Russian].
Serova, S. (1966). Traditional Theater (Beijing Music Drama) and Struggle for a New Culture in China (middle of the 19th century — middle of the 20th century). Extended abstract of candidate’s thesis. Moscow [in Russian].
Lu Sun, (2016). Chinese Folk Opera: to the Problem of Formation and Development of the Genre. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: Rostov State Rachmaninoff Conservatoire]. Rostov-on-Don [in Russian].
Works of Oriental Theater Section of Theater History and Theory Department of SIHA. (1929). Vol. 1. Oriental Theater. Leningrad: Academia [in Russian].
Veyfan Fu, (2009). History and Implementing the Method Acting in Chinese Drama School. Extended abstract of candidate’s thesis. [Defense place: St. Petersburg State Academy Theatrical Art]. St. Petersburg [in Russian].
Zhunnyan Zhang, (2009). Chinese Fringe Theater. Shanghai, Shanghai People’s Publishing [in Russian].
Yutkevich, S. (1953). At Theaters and Cinemas of Free China: Notes of Soviet Director. Moscow [in Russian].
##submission.downloads##
Номер
Розділ
Ліцензія
Авторське право (c) 2018 Yan Chao
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Автори, які публікуються у цьому журналі, погоджуються з наступними умовами:
- Автори залишають за собою право на авторство своєї роботи та передають журналу право першої публікації цієї роботи на умовах ліцензії Creative Commons Attribution License, котра дозволяє іншим особам вільно розповсюджувати опубліковану роботу з обов'язковим посиланням на авторів оригінальної роботи та першу публікацію роботи у цьому журналі.
- Автори мають право укладати самостійні додаткові угоди щодо неексклюзивного розповсюдження роботи у тому вигляді, в якому вона була опублікована цим журналом (наприклад, розміщувати роботу в електронному сховищі установи або публікувати у складі монографії), за умови збереження посилання на першу публікацію роботи у цьому журналі.
- Політика журналу дозволяє і заохочує розміщення авторами в мережі Інтернет (наприклад, у сховищах установ або на особистих веб-сайтах) рукопису роботи, як до подання цього рукопису до редакції, так і під час його редакційного опрацювання, оскільки це сприяє виникненню продуктивної наукової дискусії та позитивно позначається на оперативності та динаміці цитування опублікованої роботи (див. The Effect of Open Access.