Бихевиоризм как специфическое направление в культуре индустриального менеджмента

Автор(и)

  • Elena Kovalenko

DOI:

https://doi.org/10.32461/180161

Ключові слова:

бихевиоризм, механистический бихевиоризм, гуманистический бихевиоризм, управленческая культура, индустриальный менеджмент

Анотація

Цель работы – теоретический анализ бихевиоризма как специфического направления в культуре менеджмента индустриального общества. Методологической основой исследования является диалектический
© Коваленко Є. Я., 2019
Мистецтвознавчі записки ________________ Випуск 35
15
принцип познания, системный, социокультурный и исторический подходы, фундаментальные положения теории и истории культуры управления. Использованы общенаучные и междисциплинарные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, формализация. Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении особенностей бихеовиризма, его механистической и гуманистической разновидностей как специфических направлений в культуре индустриального менеджмента. Выводы. Сущность культуры бихевиористичного менеджмента заключается в том, что поведение человека является реакцией на внешние стимулы, подбирая которые можно добиться желаемого поведения. Это механистический бихевиоризм, он не учитывает внутреннее состояние человека и основывается на теории X человеческой природы и поведения, D-лидерстве и адамовых (гигиенических) факторах осуществления работы. В отличии от механистического подхода, в теории культуры гуманистического менеджмента, в причинно-следственную связь между внешним стимулом и реакцией, включен элемент, который выражает внутреннее состояние человека и коррегирует его поведение с учетом личных потребностей. Это гуманистический бихевиоризм. Он базируется на теории Y, B-лидерстве и преобладании авраамовых факторов в работе. Движущей силой в культуре бихевиористичного менеджмента является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-то потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения новой потребности, которая появилась и т. д. Процесс удовлетворения потребностей от более низких к более высоким является циклическим и бесконечным. Наивысшей потребностью является самоактуализация. В отличие от внешних (гигиенических) стимулов, которые не способны вынудить человека работать с полной отдачей, внутренние мотиваторы побуждают прикладывать к работе все усилия и умения.

##submission.downloads##

Опубліковано

2019-05-28

Номер

Розділ

Питання культурології, теорія та історія культури