Бихевиоризм как специфическое направление в культуре индустриального менеджмента
DOI:
https://doi.org/10.32461/180161Ключові слова:
бихевиоризм, механистический бихевиоризм, гуманистический бихевиоризм, управленческая культура, индустриальный менеджментАнотація
Цель работы – теоретический анализ бихевиоризма как специфического направления в культуре менеджмента индустриального общества. Методологической основой исследования является диалектический
© Коваленко Є. Я., 2019
Мистецтвознавчі записки ________________ Випуск 35
15
принцип познания, системный, социокультурный и исторический подходы, фундаментальные положения теории и истории культуры управления. Использованы общенаучные и междисциплинарные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, формализация. Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении особенностей бихеовиризма, его механистической и гуманистической разновидностей как специфических направлений в культуре индустриального менеджмента. Выводы. Сущность культуры бихевиористичного менеджмента заключается в том, что поведение человека является реакцией на внешние стимулы, подбирая которые можно добиться желаемого поведения. Это механистический бихевиоризм, он не учитывает внутреннее состояние человека и основывается на теории X человеческой природы и поведения, D-лидерстве и адамовых (гигиенических) факторах осуществления работы. В отличии от механистического подхода, в теории культуры гуманистического менеджмента, в причинно-следственную связь между внешним стимулом и реакцией, включен элемент, который выражает внутреннее состояние человека и коррегирует его поведение с учетом личных потребностей. Это гуманистический бихевиоризм. Он базируется на теории Y, B-лидерстве и преобладании авраамовых факторов в работе. Движущей силой в культуре бихевиористичного менеджмента является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-то потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения новой потребности, которая появилась и т. д. Процесс удовлетворения потребностей от более низких к более высоким является циклическим и бесконечным. Наивысшей потребностью является самоактуализация. В отличие от внешних (гигиенических) стимулов, которые не способны вынудить человека работать с полной отдачей, внутренние мотиваторы побуждают прикладывать к работе все усилия и умения.
##submission.downloads##
Опубліковано
Номер
Розділ
Ліцензія
Авторське право (c) 2019 Elena Kovalenko
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Автори, які публікуються у цьому журналі, погоджуються з наступними умовами:
- Автори залишають за собою право на авторство своєї роботи та передають журналу право першої публікації цієї роботи на умовах ліцензії Creative Commons Attribution License, котра дозволяє іншим особам вільно розповсюджувати опубліковану роботу з обов'язковим посиланням на авторів оригінальної роботи та першу публікацію роботи у цьому журналі.
- Автори мають право укладати самостійні додаткові угоди щодо неексклюзивного розповсюдження роботи у тому вигляді, в якому вона була опублікована цим журналом (наприклад, розміщувати роботу в електронному сховищі установи або публікувати у складі монографії), за умови збереження посилання на першу публікацію роботи у цьому журналі.
- Політика журналу дозволяє і заохочує розміщення авторами в мережі Інтернет (наприклад, у сховищах установ або на особистих веб-сайтах) рукопису роботи, як до подання цього рукопису до редакції, так і під час його редакційного опрацювання, оскільки це сприяє виникненню продуктивної наукової дискусії та позитивно позначається на оперативності та динаміці цитування опублікованої роботи (див. The Effect of Open Access.