Чтобы стать конкурентоспособным, образование должно быть эффективным.
DOI:
https://doi.org/10.31498/2225-6407.15.2017.135408Ключові слова:
конкурентоспособность, образование, эффективность, осознанность, знание, мышление, интеллект, развивающее обучение, познавательный коллапс, опорная истина, образовательный процесс.Анотація
Низкая конкурентоспособность высшего образования в Украине поддерживается многими причинами. Если ограничится только внутренними, то для изменения положения к лучшему достаточно обратить внимание на сердцевину образовательного процесса – то, чему и как учат студента. В практике давно утвердилось, что главной образовательной целью является усвоение знаний, а развитие способностей студента – как получится. Он не получает тех навыков и в том объеме, которые развивают его интеллект. Слишком низкий потолок главной цели – основное препятствие развитию образовательной системы, ориентированной на запоминание отшлифованных текстов, а не понимание смысла предмета изучения и его активное усвоение. Чтобы стать привлекательной для всех (рынка образовательных услуг, студентов, общества) образовательная организация (академия, университет, колледж и др.) должна сделать 2 шага. Шаг 1. Основная установка этого шага: учитывать логическую последовательность всего того, что связано с понятиями «эффективность» и «конкурентоспособность». Без создания эффективно работающего образовательного процесса быть конкурентоспособным невозможно. Достичь конкурентоспособности – это достичь прежде всего эффективности. Работа первого шага – сформировать условия эффективности для своей образовательной системы. Для конкретного университета их пять: 1. самостоятельность студента, выраженная долей в общем количестве часов на изучение предмета; 2. открытый доступ к информации, содержащей знания избранной студентом профессии; 3. расширение мышления студентов; 4. развивающее обучение; 5. использование возможностей Интернета, компьютеризация обучения. Шаг 2. Условия эффективной системы преобразуются в образовательную систему, в которой эффективное изучение любого предмета предполагает знание: 1. целей образовательного процесса, ориентирующих на эффективное обучение; 2. способов расширения осознанности, закладывающих в мышлении человека возможности видеть изучаемый объект адекватно его сложности и разнообразию, что и является базовым условием эффективности любых его трансформаций; 3. образовательных идей, определяющих эффективность обучения и усвоения знаний. 4. организации и управления, поддерживающих эффективность образовательного процесса.
Посилання
1. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. Пер. с англ. — М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2007. – 512 с.
2. Мур Л.П. Как тренировать интеллект. Минск: Попурри, 2011. – 288 с.