DOI: https://doi.org/10.15391/snsv.2016-2.022

Четырехлетняя динамика показателей здоровья студенток университетов, регулярно практикующих хатха-йогу

Анна Викторовна Толчева, Анна Викторовна Дудкина, Михаил Юрьевич Дудкин

Анотація


Цель: определить четырехлетнюю динамику показателей здоровья студенток университетов, регулярно практикующих занятия по хатха-йоге.

Материал и методы: методы теоретического анализа, синтеза и обобщения информации по теме исследования, физиологическое и педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для экспериментальной проверки разработанной программы по хатха-йоге была сформирована группа в количестве 30 студенток, поступивших на первый курс классического университета и изъявивших желание в течение четырехлетнего обучения посещать эту секцию трижды в неделю. Возраст студенток перед началом эксперимента составлял 17–18 лет и они не имели специальной физической подготовки.

Результаты: установлены информативные характеристики, по которым возможно оценивать уровень здоровья в студенческом возрасте. Раскрыто содержание программы занятий по хатха-йоге для студенток университетов, не имеющих специальной физической подготовки. Экспериментально проверена разработанная программа по хатха-йоге со студентками университетов в течение четырех лет и зафиксирована динамика их показателей здоровья.

Выводы: количественные данные проведенного исследования отображают позитивное влияние регулярных занятий хатха-йогой на организм студенток. Позитивная динамика установлена по данным нормализации артериального давления и пульса, улучшения осанки, уменьшения избыточного веса тела, совершенствования физических качеств, повышения характеристик дыхательной системы.


Ключові слова


студентки; университет; здоровье; занятия; хатха-йогой

Повний текст:

PDF

Посилання


Dolzhenko, L. P. 2008, [Analysis of the physical health and physical fitness of students] Strategiya razvitiya sporta dlya vsekh i zakonodatelnykh osnov fizicheskoy kultury i sporta v stranakh SNG; mezhd. nauch. kongress (Kishinev, 24-25 sent. 2008g.)] [Strategy for the development of sport for all, and legal bases of physical culture and sports in CIS countries: [Int. scientific. Congress (Chisinau, 24-25 Sep. 2008)]. Chisinau: USEFS, p. 143–146. (in Russ.)

Dubovoy, O. V. & Saеnko, V. G. 2013, [Preserving the health of students - the key to the effective development of the country] Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej koferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk – 2013» [Materials IX of the International scientific-practical conference "Current problems of modern science - 2013»]. Vol. 25, Medycyna: Przemysl. Nauka i studia, p. 17–22. (in Ukr.)

Orlova, L. 2009, Samyye luchshiye ozdorovitelnyye sistemy: yoga, dykhaniye, pozvonochnik [The best health system: yoga, breathing, spine]. Minsk: Kharvest, 480 p. (in Russ.)

Sayenko, V. G. 2014, [The positive impact of training in martial arts at the physical fitness of students] XXIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. po problemam fiz. vospitaniya uchashchikhsya «Chelovek, zdorovye, fizicheskaya kultura i sport v izmenyayushchemsya mire» [XXIV Intern. scientific-practical. Conf. by physical problems. education "Man, health, physical culture and sports in a changing world" of pupils] Kolomna: MGOSGI, p. 274–278. (in Russ.)

Tolchеva, G. V. 2011, Programa zanyat z khatkha-yogi dlya studentok pochatkovogo rіvnya pіdgotovlenostі [Program sessions of hatha yoga students entry-level preparedness]. Lugansk: Vid-vo DZ LNU іmenі Tarasa Shevchenka, 69 p. (in Ukr.)

Shinkarov, S. І. & Tolchеva, G. V. 2012, [Health technology in physical education in extracurricular work with students of higher educational institutions] Olimpiyskiy sport, fizicheskaya kultura, zdorovye natsii v sovremennykh usloviyakh : IKh Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Olympic sports, physical education, health of the nation in modern conditions: IX Intern. scientific-practical. Conf.]. Lugansk: Izd-vo LNU imeni Tarasa Shevchenko, p. 371–375. (in Ukr.)

Shmitt, D. S. Yoga dlya kazhdoy zhenshchiny. Prakticheskoye rukovodstvo. Kak stat silneye, zdoroveye, umneye i krasiveye [Yoga is for every woman. A Practical Guide. How to become a stronger, healthier, smarter]. Moscow: Sofiya, 2010, 320 p. (in Russ.)

Baskaran, М., Raman, К., Ramani, К. К., Roy, J., Vijaya, L. & Badrinath, S. S. 2006, Intraocular pressure changes and ocular biometry during Sirsasana (headstand posture) in yoga practitioners. Ophthalmology, Vol. 113 No 8, P. 1327–1332.

Chaya, M. S., Kurpad, A. V., Nagendra, H. R. & Nagrathna, R. 2006, The effect of long term combined yoga practice on the basal metabolic rate of healthy adults. Complement. Altern. Med, Vol. 31 No 6, 28 p.

Clay, C. C., Lloyd, L. K., Walker, J. L., Sharp, K. R. & Pankey, R. B. 2005, The metabolic cost of hatha yoga. J. Strength Cond. Res, Vol. 19 No 3, P. 604–610.

Mamtani, R. & Mamtani, R. 2005, Ayurveda and Yoga in cardiovascular diseases. Cardiol. Rev, Vol. 13 No 3, P. 155–162.

Raghuraj, P. & Telles, S. 2003, Effect of yoga – based and forced uninostril breathing on the autonomic nervous system. Percept. Mot. Skills, Vol. 96 No 1, P. 79–80.

Sarang, P. S. & Telles, S. 2006, Oxygen consumption and respiration during and after two yoga relaxation techniques. Appl. Psychophysiol. Biofeedback, Vol. 31 No 2, P. 143–153.

Shannahoff-Khalsa, D. S., Sramek, B. B., Kennel, M. B. & Jamieson, S. W. 2004, Hemodynamic observations on a yogic breathing technique claimed to help eliminate and prevent heart attacks. J. Altern. Complement. Med, Vol. 10 No 5, P. 757–766.

Yadav, R. K. & Das, S. 2001, Effect of yogic practice on pulmonary functions in young females. Indian J. Physiol. Pharmacol, Vol. 45 No 4, P. 493–496.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.


Copyright (c) 2016 Анна Викторовна Толчева, Анна Викторовна Дудкина, Михаил Юрьевич Дудкин

Creative Commons License
Ця робота ліцензована Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This journal provides immediate open access to its content on the principle that making research freely available to the public supports a greater global exchange of knowledge