Удосконалення механізмів емоційної саморегуляції вчителя засобами позитивної психотерапії

Автор(и)

  • Л.Л. Гільова
  • Н.А. Кулик

DOI:

https://doi.org/10.32626/2227-6246.2017-35.%25p

Ключові слова:

здоровье, эмоции, эмоциональное здоровье, эмоциональная саморегуляция, механизмы саморегуляции, уровни саморегуляции, позитивная психотерапия, технологии саморегуляции

Анотація

В статье проанализированы вопросы сущности и структуры здоро-
вья, эмоционального здоровья как компонента психического здоровья.
Определены такие центральные характеристики эмоционального ком-
понента здоровья как динамический баланс и саморегуляция. Эмоции
рассматриваются как важная составляющая регулятивной сферы психи-
ки. Исследованы механизмы и уровни эмоциональной саморегуляции,
которые функционируют на разных уровнях психической активности
личности. Механизмы функционируют на бессознательном уровне, со-
знательном волевом, сознательном ценностно-смысловом. Эти уровни
являются онтогенетическими уровнями становления системы механиз-
мов эмоциональной саморегуляции человека. Определено соотноше-
ние информационно-энергетического уровня регуляции механизмам
эмоционального отреагирования; эмоционально-волевого уровня – меха-
низмам самоубеждения, самоприказа, самовнушения, самоисповеди; мо-
тивационно-личностного уровня саморегуляции, которые регулируют-
ся более сложными интегрированными механизмами: самопринятием,
самоактуализацией, самосовершенствованием. Обоснованы принципы
психологической помощи и самопомощи учителю в условиях професси-
онального стресса. Предлагается технология позитивной психотерапии
как конфликт-ориентированного метода с элементами психодинамичес-
кого, гуманистического, бихевиорального, экзистенционального подхо-
дов и принципов терапии отношений с целью осуществления комплек-
сного системного регулирования эмоциональных состояний учителя.
Усовершенствование механизмов и технологий эмоциональной саморе-
гуляции учителей должно осуществляться в интеграции с современными
концепциями и стратегиями психотерапевтической практики. Психоте-
рапия, как наука заботы о душе, должна стать частью общей культуры
педагога в условиях профессиональной деятельности.

Посилання

Гаврилькевич В.К. Психодіагностичний інструментарій комплексного дослідження емоційної саморегуляції особистості // В.К. Гаврилькевич // Проблеми загальної та педагогічної психології : зб. наук. пр. / за ред. С.Д. Максименка; Ін-т психології ім. Г.С. Костюка АПН України. – К., 2008. – Т. Х, ч. 5. – С. 104–113.

Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.

Гринцив М.В. Роль эмоций в развитии способности к саморегуляции / М.В. Гринцив // Збірник наукових праць «Психологічні науки». – Том 2. – Випуск 10 (91). – 2014. – С. 84–88.

Зарицька В.В. Саморегуляція емоцій в структурі емоційного інтелекту / В.В. Зарицька // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди «Психологія». – 2010. – № 6. – С. 33–37.

Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

Калашник Т.И. Метод позитивной психотерапии в групповой и индивидуальной психокоррекции/ Т.И. Калашник. – Одесса–Черкассы–Висбаден. : Изд-во ООИПП, 2000. – 76 с.

Капрара Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – Питер, 2003. – 640 с.

Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – №3.– С. 22–34.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

Основы позитивной психотерапии. Первичное интервью / В.И. Карикаш, Н.А. Босовская, Ю.Е. Кравченко, С.А. Кириченко. – Черкассы : Украинский институт позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента. – 64 с.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: сім’я как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М. : Издательство Март, 1996. – 336 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. – М., 1946.

Психология: Словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – [2-е изд., доп.]. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

Саенко Ю.В. Техники и приёмы регуляции эмоций / Ю.В. Саенко // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 83–93.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: уч. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Изд-ский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Чудина Е.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятия и выделение критериев / Е.А.Чудина // Личность и проблемы развития: сборник работ молодых учёных. – М., 2003.– С. 112–116.

##submission.downloads##

Опубліковано

2017-01-17

Як цитувати

Гільова, Л., & Кулик, Н. (2017). Удосконалення механізмів емоційної саморегуляції вчителя засобами позитивної психотерапії. Збірник наукових праць "Проблеми сучасної психології", (35). https://doi.org/10.32626/2227-6246.2017-35.%p