Удосконалення механізмів емоційної саморегуляції вчителя засобами позитивної психотерапії
DOI:
https://doi.org/10.32626/2227-6246.2017-35.%25pKeywords:
здоровье, эмоции, эмоциональное здоровье, эмоциональная саморегуляция, механизмы саморегуляции, уровни саморегуляции, позитивная психотерапия, технологии саморегуляцииAbstract
В статье проанализированы вопросы сущности и структуры здоро-
вья, эмоционального здоровья как компонента психического здоровья.
Определены такие центральные характеристики эмоционального ком-
понента здоровья как динамический баланс и саморегуляция. Эмоции
рассматриваются как важная составляющая регулятивной сферы психи-
ки. Исследованы механизмы и уровни эмоциональной саморегуляции,
которые функционируют на разных уровнях психической активности
личности. Механизмы функционируют на бессознательном уровне, со-
знательном волевом, сознательном ценностно-смысловом. Эти уровни
являются онтогенетическими уровнями становления системы механиз-
мов эмоциональной саморегуляции человека. Определено соотноше-
ние информационно-энергетического уровня регуляции механизмам
эмоционального отреагирования; эмоционально-волевого уровня – меха-
низмам самоубеждения, самоприказа, самовнушения, самоисповеди; мо-
тивационно-личностного уровня саморегуляции, которые регулируют-
ся более сложными интегрированными механизмами: самопринятием,
самоактуализацией, самосовершенствованием. Обоснованы принципы
психологической помощи и самопомощи учителю в условиях професси-
онального стресса. Предлагается технология позитивной психотерапии
как конфликт-ориентированного метода с элементами психодинамичес-
кого, гуманистического, бихевиорального, экзистенционального подхо-
дов и принципов терапии отношений с целью осуществления комплек-
сного системного регулирования эмоциональных состояний учителя.
Усовершенствование механизмов и технологий эмоциональной саморе-
гуляции учителей должно осуществляться в интеграции с современными
концепциями и стратегиями психотерапевтической практики. Психоте-
рапия, как наука заботы о душе, должна стать частью общей культуры
педагога в условиях профессиональной деятельности.
References
Гаврилькевич В.К. Психодіагностичний інструментарій комплексного дослідження емоційної саморегуляції особистості // В.К. Гаврилькевич // Проблеми загальної та педагогічної психології : зб. наук. пр. / за ред. С.Д. Максименка; Ін-т психології ім. Г.С. Костюка АПН України. – К., 2008. – Т. Х, ч. 5. – С. 104–113.
Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.
Гринцив М.В. Роль эмоций в развитии способности к саморегуляции / М.В. Гринцив // Збірник наукових праць «Психологічні науки». – Том 2. – Випуск 10 (91). – 2014. – С. 84–88.
Зарицька В.В. Саморегуляція емоцій в структурі емоційного інтелекту / В.В. Зарицька // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди «Психологія». – 2010. – № 6. – С. 33–37.
Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
Калашник Т.И. Метод позитивной психотерапии в групповой и индивидуальной психокоррекции/ Т.И. Калашник. – Одесса–Черкассы–Висбаден. : Изд-во ООИПП, 2000. – 76 с.
Капрара Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – Питер, 2003. – 640 с.
Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – №3.– С. 22–34.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
Основы позитивной психотерапии. Первичное интервью / В.И. Карикаш, Н.А. Босовская, Ю.Е. Кравченко, С.А. Кириченко. – Черкассы : Украинский институт позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента. – 64 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: сім’я как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М. : Издательство Март, 1996. – 336 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. – М., 1946.
Психология: Словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – [2-е изд., доп.]. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
Саенко Ю.В. Техники и приёмы регуляции эмоций / Ю.В. Саенко // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 83–93.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: уч. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Изд-ский центр «Академия», 2001. – 208 с.
Чудина Е.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятия и выделение критериев / Е.А.Чудина // Личность и проблемы развития: сборник работ молодых учёных. – М., 2003.– С. 112–116.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright
The Editorial Board has the full right to publish original scientific papers containing results of theoretical and experimental research works which are not currently subject to review for publication in other scientific editions. The Author shall transfer to the editorial board of the Collection the right to spread the electronic version of the paper, as well as the electronic version of the paper translated into English (for papers originally submitted in Ukrainian and Russian) by all kinds of electronic means (placement at the official website of the Collection, electronic databases, repositories etc).
The Author of an article reserves the right to use materials of the paper, without approval with the editorial board and the founders of this Collection: a) partially or fully, for educational purposes; b) for writing own dissertation papers; c) for preparation of abstracts, conference reports and presentations.
The Author of an article can place electronic copies of the paper (including the final electronic version downloaded from the official website of the Collection) at:
- personal web resources of all Authors (websites, webpages, blogs etc.);
- web resources of the institutions where the Authors are employed (including electronic institutional repositories);
- non-profit public access web resources (for example, arXiv.org).
But in all cases, it is obligatory to have a bibliographic reference to the paper, or a hyperlink to its electronic copy placed at the official website of this Collection.

