Критерии оценки показателей быстроты движений в академической гребле у девушек
DOI:
https://doi.org/10.15391/snsv.2017-4.001Ключові слова:
темп, время и скорость одного движения, частота движений, время сенсомоторных реакций на звуковой и световой раздражителиАнотація
Цель: разработать критерии оценки скоростных способностей по темпу движений, времени и скорости одного движения, частоте движений, обеспечивающих выполнение двигательных действий в определенных условиях конкретного промежутка времени.
Материал и методы: обследовались девушки, учащиеся Высшего училища физической культуры и студентки вузов, специализирующиеся в академической гребле, различных возрастных групп и спортивной квалификации, всего 73 спортсменки. По разработанной нами методике измерения эффекта тренирующего действия изучались скоростные способности, характеризующие проявление качества быстроты. На специальном стенде спортсмены совершали движения рукой от мишени к мишени. В первом периоде теста, продолжительностью 15 с, спортсменки должны были набрать максимальную скорость; во втором периоде, длительностью 60 с, необходимо было поддерживать достигнутую скорость – исследовалась дистанционная скорость; в третьем периоде – 15 с, определялась скоростная выносливость – спортсменки должны были выполнять двигательное задание с максимальной скоростью. Определялись темп, время и скорость одиночного движения, частота движений, а также исследовались сенсомоторные реакции на звуковой и световой раздражители при моделировании условий тренировочной и соревновательной деятельности.
Результаты: формирование и совершенствование двигательных способностей в конкретные возрастные диапазоны обусловлено высокими темпами развития морфологических и функциональных показателей в сенситивные периоды. Полученные результаты характеризуют индивидуальные психофизиологические особенности организма спортсменок в условиях моделирования спортивной деятельности, показывают различную реакцию в наблюдаемых возрастных группах, разный уровень спортивной квалификации, что дает возможность вносить коррективы в процесс совершенствования скоростных способностей и эффективно управлять тренировочным процессом.
Выводы: на основании сравнительного анализа проведенных исследований были разработаны критерии оценки физического качества быстроты и ее составляющих (темп, время и скорость одиночного движения, частота движений). Предложенную методику исследования эффекта тренирующего действия можно применять для целенаправленного изучения и развития физического качества быстроты в тренировочном процессе, а также для определения перспективности спортсменов и применения как одной из составляющих частей методики отбора на различных этапах совершенствования спортивной подготовки и повышения уровня спортивной квалификации.
Посилання
Ажиппо, А.Ю., Друзь, В.А., Дорофеева, Т.И., Пугач, Я.И., Бурень, Н.В, Нечитайло, М.В., Жерновникова, Я.В. (2015), "Индивидуальные особенности физического развития и наступления биологической зрелости морфофункциональных структур организма", Слобожанський науково-спортивний вiсник, № 6(50), С. 11-19, doi: 10.15391/snsv.2015-6.001.
Бальсевич, В.К., Болыненков, В.Г., Рябинцев, Ф.П. (1996), "Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы", Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 2, С. 13-18.
Богуш, В.Л. Гетманцев С.В., Сокол, О.В., Резниченко, О.И., Кувалдина, О.В., Яцунский, Е.А. (2015), "Исследование двигательных действий спортсменок, занимающихся академической греблей", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 4(48), С. 19-25, doi: 10.15391/snsv.2015-4.003.
Друзь, В.А., Бурень, Н.В., Пятисоцкая, С.С. и др. (2014), Обзорный анализ по проблеме «Теоретико-методологические основы построения системы массового контроля физического развития и состояния физической подготовленности различных групп населения»: учеб пособ, ХГАФК, Харьков.
Маліков, М.В., Караулова, С.І. (2016), "Оцінка функціональної підготовленості спортсменок, які спеціалізуються в бігу на короткі дистанції", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(52), С. 65-69, doi: 10.15391/snsv.2016-2.011.
Мандюк, А. (2017), "Особливості рухової активності учнів загальноосвітніх шкіл віком 15–17 років у вільний час", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(58), С. 53-57, doi: 10.15391/snsv.2017-2.009.
Мифтахутдинова, Д.А. (2015), "Сравнительный анализ эффективности разных тренировочных программ для спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в академической гребле", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(46), С. 128-132, doi: 10.15391/snsv.2015-2.025.
Платонов, В.Н. (2005), Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, Советский спорт, Москва.
Ровный, А.С. (2015), "Особенности функциональной активности кинестетической и зрительной сенсорных систем у спортсменов различных специализаций", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 1(45), С. 104-108, doi: 10.15391/snsv.2015-1.020.
##submission.downloads##
Опубліковано
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Авторське право (c) 2017 Владимир Богуш, Сергей Гетманцев, Константин Богатырев, Юрий Кулаков, Ольга Кувалдина, Евгений Яцунский
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Наше видання використовує положення про авторські права CREATIVE COMMONS для журналів відкритого доступу.
Автори, які публікуються у цьому журналі, погоджуються з наступними умовами:
1. Автори залишають за собою право на авторство своєї роботи та передають журналу право першої публікації цієї роботи на умовах ліцензії Creative Commons Attribution License, котра дозволяє іншим особам вільно розповсюджувати опубліковану роботу з обов'язковим посиланням на авторів оригінальної роботи та першу публікацію роботи у цьому журналі.
2. Автори мають право укладати самостійні додаткові угоди щодо неексклюзивного розповсюдження роботи у тому вигляді, в якому вона була опублікована цим журналом (наприклад, розміщувати роботу в електронному сховищі установи або публікувати у складі монографії), за умови збереження посилання на першу публікацію роботи у цьому журналі.