Критерии оценки показателей быстроты движений в академической гребле у девушек

Автор(и)

DOI:

https://doi.org/10.15391/snsv.2017-4.001

Ключові слова:

темп, время и скорость одного движения, частота движений, время сенсомоторных реакций на звуковой и световой раздражители

Анотація

Цель: разработать критерии оценки скоростных способностей по темпу движений, времени и скорости одного движения, частоте движений, обеспечивающих выполнение двигательных действий в определенных условиях конкретного промежутка времени.

Материал и методы: обследовались девушки, учащиеся Высшего училища физической культуры и студентки вузов, специализирующиеся в академической гребле, различных возрастных групп и спортивной квалификации, всего 73 спортсменки. По разработанной нами методике измерения эффекта тренирующего действия изучались скоростные способности, характеризующие проявление качества быстроты. На специальном стенде спортсмены совершали движения рукой от мишени к мишени. В первом периоде теста, продолжительностью 15 с, спортсменки должны были набрать максимальную скорость; во втором периоде, длительностью 60 с, необходимо было поддерживать достигнутую скорость – исследовалась дистанционная скорость; в третьем периоде – 15 с, определялась скоростная выносливость – спортсменки должны были выполнять двигательное задание с максимальной скоростью. Определялись темп, время и скорость одиночного движения, частота движений, а также исследовались сенсомоторные реакции на звуковой и световой раздражители при моделировании условий тренировочной и соревновательной деятельности.

Результаты: формирование и совершенствование двигательных способностей в конкретные возрастные диапазоны обусловлено высокими темпами развития морфологических и функциональных показателей в сенситивные периоды. Полученные результаты характеризуют индивидуальные психофизиологические особенности организма спортсменок в условиях моделирования спортивной деятельности, показывают различную реакцию в наблюдаемых возрастных группах, разный уровень спортивной квалификации, что дает возможность вносить коррективы в процесс совершенствования скоростных способностей и эффективно управлять тренировочным процессом.

Выводы: на основании сравнительного анализа проведенных исследований были разработаны критерии оценки физического качества быстроты и ее составляющих (темп, время и скорость одиночного движения, частота движений). Предложенную методику исследования эффекта тренирующего действия можно применять для целенаправленного изучения и развития физического качества быстроты в тренировочном процессе, а также для определения перспективности спортсменов и применения как одной из составляющих частей методики отбора на различных этапах совершенствования спортивной подготовки и повышения уровня спортивной квалификации.

Посилання

Ажиппо, А.Ю., Друзь, В.А., Дорофеева, Т.И., Пугач, Я.И., Бурень, Н.В, Нечитайло, М.В., Жерновникова, Я.В. (2015), "Индивидуальные особенности физического развития и наступления биологической зрелости морфофункциональных структур организма", Слобожанський науково-спортивний вiсник, № 6(50), С. 11-19, doi: 10.15391/snsv.2015-6.001.

Бальсевич, В.К., Болыненков, В.Г., Рябинцев, Ф.П. (1996), "Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы", Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 2, С. 13-18.

Богуш, В.Л. Гетманцев С.В., Сокол, О.В., Резниченко, О.И., Кувалдина, О.В., Яцунский, Е.А. (2015), "Исследование двигательных действий спортсменок, занимающихся академической греблей", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 4(48), С. 19-25, doi: 10.15391/snsv.2015-4.003.

Друзь, В.А., Бурень, Н.В., Пятисоцкая, С.С. и др. (2014), Обзорный анализ по проблеме «Теоретико-методологические основы построения системы массового контроля физического развития и состояния физической подготовленности различных групп населения»: учеб пособ, ХГАФК, Харьков.

Маліков, М.В., Караулова, С.І. (2016), "Оцінка функціональної підготовленості спортсменок, які спеціалізуються в бігу на короткі дистанції", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(52), С. 65-69, doi: 10.15391/snsv.2016-2.011.

Мандюк, А. (2017), "Особливості рухової активності учнів загальноосвітніх шкіл віком 15–17 років у вільний час", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(58), С. 53-57, doi: 10.15391/snsv.2017-2.009.

Мифтахутдинова, Д.А. (2015), "Сравнительный анализ эффективности разных тренировочных программ для спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в академической гребле", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 2(46), С. 128-132, doi: 10.15391/snsv.2015-2.025.

Платонов, В.Н. (2005), Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, Советский спорт, Москва.

Ровный, А.С. (2015), "Особенности функциональной активности кинестетической и зрительной сенсорных систем у спортсменов различных специализаций", Слобожанський науково-спортивний вісник, № 1(45), С. 104-108, doi: 10.15391/snsv.2015-1.020.

##submission.downloads##

Опубліковано

2017-08-31

Як цитувати

Богуш, В., Гетманцев, С., Богатырев, К., Кулаков, Ю., Кувалдина, О., & Яцунский, Е. (2017). Критерии оценки показателей быстроты движений в академической гребле у девушек. Слобожанський науково-спортивний вісник, (4(60), 7–16. https://doi.org/10.15391/snsv.2017-4.001

Номер

Розділ

Статті