Компьютерные технологии в образовании: особенности позиций педагога и учащегося
DOI:
https://doi.org/10.32626/2227-6246.2015-28.%25pКлючові слова:
образование, развитие учащегося, компьютерные технологии, списывание, рефератизация.Анотація
В статье обсуждается проблема развивающего эффекта распространённых сегодня в образовании компьютерных технологий. Представлены результаты исследования позиций различных субъектов образования (педагогов и учащихся подросткового возраста) в отношении компьютера как источника знаний. Сбор психологической информации осуществлялся посредством методов свободных ассоциаций и анкетирования, обработка – методом контент-анализа. Установлено, что позицию педагогов можно охарактеризовать как «взрослый эгоцентризм», в соответствии с которым учителя проецируют на детей собственное понимание возможностей компьютера в получении новой информации. Выявлены принципиальные отличия позиции подростков, которые в использовании данного устройства преимущественно ориентированы на развлечение и на поиск готовой информации. Обсуждаются две наиболее популярных среди учащихся образовательных функции компьютера как «помощника»: в выполнении домашних заданий и в подготовке дополнительных сообщений по учебным предметам. Анализируются последствия компьютерной «помощи» для когнитивного и личностного развития школьников. Дифференцируются развивающие эффекты списывания традиционного (у одноклассников) и с сайтов-решебников. Затрагиваются вопросы рефератизации на различных ступенях образования. Доказывается, что стихийное обращение подростков к сетевым компьютерным технологиям не только не делает образование инновационным, но и выступает препятствием для реализации новой культуротворческой парадигмы образования. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагается ревизия сущности и форм подготовки домашних заданий.
Посилання
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка:
практический справочник / З.Е. Александрова. – 15-е изд.,
стереотип. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2007. – 564 с.
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Психология в
вузе. – 2008. – № 5. – С. 6–36.
Карпенко В. Рефератизация высшего образования / В. Карпенко
// Контрольный листок. – 2014. – № 4: [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://contrlist.ucoz.ru/index/referatizacija_
vysshego_obrazovanija/0-696. Дата доступа: 16.12.2014.
Каспаржак А.Г. Российское школьное образование: взгляд
со стороны: психолого-педагогический анализ результатов
тестирования российских подростков в международном исследовании PISA–2000 / А.Г. Каспаржак // Вопросы образования. – 2004. – № 1. – С. 157–198.
Керделлан К. Дети процессора / К. Керделлан, М. Грезийон ;
пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
Крестьянинова М. Предложение рождает спрос или спрос
рождает предложение? / М. Крестьянинова: [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www. studentochka.ru. Дата доступа: 18.12.2014.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. – М. : Феникс, 1986. – 423 с.
Медведская Е.И. Особенности учебных мотивов подростков
с различными уровнями успеваемости / Е.И. Медведская //
Адукацыя i выхаванне. – 2012. – № 7. – С. 9–16.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
Орлов А.А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном стандарте педагогического вуза /
А.А. Орлов // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 47–58.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. –
СПб. : Питер, 2004. – 420 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 244 с.
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования /
В.И. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Биробиджан :
БГПИ, 2005. – 272 с.
Соболева А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. – СПб. : Питер,
– 144 с.
##submission.downloads##
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Редакція має повне право публікувати у Збірнику оригінальні наукові статті як результати теоретичних і експериментальних досліджень, які не знаходяться на розгляді для опублікування в інших виданнях. Автор передає редколегії Збірника права на розповсюдження електронної версії статті, а також електронної версії англомовного перекладу статті (для статей українською та російською мовою) через будь-які електронні засоби (розміщення на офіційному web-сайті Збірника, в електронних базах даних, репозитаріях та ін).
Автор публікації зберігає за собою право без узгодження з редколегією та засновниками використовувати матеріали статті: а) частково чи повністю в освітніх цілях; б) для написання власних дисертацій; в) для підготовки абстрактів, доповідей конференцій та презентацій.
Автор публікації має право розміщувати електронні копії статті (у тому числі кінцеву електронну версію, завантажену з офіційного web-сайту Збірника) на:
- персональних web-ресурсах усіх Авторів (web-сайти, web-сторінки, блоги тощо);
- web-ресурсах установ, де працюють Автори (включно з електронними інституційними репозитаріями);
- некомерційних web-ресурсах відкритого доступу (наприклад, arXiv.org).
Але в усіх випадках обов’язковою є наявність бібліографічного посилання на статтю або гіперпосилання на її електронну копію, що містяться на офіційному сайті Збірника.