Компьютерные технологии в образовании: особенности позиций педагога и учащегося
DOI:
https://doi.org/10.32626/2227-6246.2015-28.%25pKeywords:
образование, развитие учащегося, компьютерные технологии, списывание, рефератизация.Abstract
В статье обсуждается проблема развивающего эффекта распространённых сегодня в образовании компьютерных технологий. Представлены результаты исследования позиций различных субъектов образования (педагогов и учащихся подросткового возраста) в отношении компьютера как источника знаний. Сбор психологической информации осуществлялся посредством методов свободных ассоциаций и анкетирования, обработка – методом контент-анализа. Установлено, что позицию педагогов можно охарактеризовать как «взрослый эгоцентризм», в соответствии с которым учителя проецируют на детей собственное понимание возможностей компьютера в получении новой информации. Выявлены принципиальные отличия позиции подростков, которые в использовании данного устройства преимущественно ориентированы на развлечение и на поиск готовой информации. Обсуждаются две наиболее популярных среди учащихся образовательных функции компьютера как «помощника»: в выполнении домашних заданий и в подготовке дополнительных сообщений по учебным предметам. Анализируются последствия компьютерной «помощи» для когнитивного и личностного развития школьников. Дифференцируются развивающие эффекты списывания традиционного (у одноклассников) и с сайтов-решебников. Затрагиваются вопросы рефератизации на различных ступенях образования. Доказывается, что стихийное обращение подростков к сетевым компьютерным технологиям не только не делает образование инновационным, но и выступает препятствием для реализации новой культуротворческой парадигмы образования. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагается ревизия сущности и форм подготовки домашних заданий.
References
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка:
практический справочник / З.Е. Александрова. – 15-е изд.,
стереотип. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2007. – 564 с.
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Психология в
вузе. – 2008. – № 5. – С. 6–36.
Карпенко В. Рефератизация высшего образования / В. Карпенко
// Контрольный листок. – 2014. – № 4: [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://contrlist.ucoz.ru/index/referatizacija_
vysshego_obrazovanija/0-696. Дата доступа: 16.12.2014.
Каспаржак А.Г. Российское школьное образование: взгляд
со стороны: психолого-педагогический анализ результатов
тестирования российских подростков в международном исследовании PISA–2000 / А.Г. Каспаржак // Вопросы образования. – 2004. – № 1. – С. 157–198.
Керделлан К. Дети процессора / К. Керделлан, М. Грезийон ;
пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
Крестьянинова М. Предложение рождает спрос или спрос
рождает предложение? / М. Крестьянинова: [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www. studentochka.ru. Дата доступа: 18.12.2014.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. – М. : Феникс, 1986. – 423 с.
Медведская Е.И. Особенности учебных мотивов подростков
с различными уровнями успеваемости / Е.И. Медведская //
Адукацыя i выхаванне. – 2012. – № 7. – С. 9–16.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
Орлов А.А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном стандарте педагогического вуза /
А.А. Орлов // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 47–58.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. –
СПб. : Питер, 2004. – 420 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 244 с.
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования /
В.И. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Биробиджан :
БГПИ, 2005. – 272 с.
Соболева А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. – СПб. : Питер,
– 144 с.
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright
The Editorial Board has the full right to publish original scientific papers containing results of theoretical and experimental research works which are not currently subject to review for publication in other scientific editions. The Author shall transfer to the editorial board of the Collection the right to spread the electronic version of the paper, as well as the electronic version of the paper translated into English (for papers originally submitted in Ukrainian and Russian) by all kinds of electronic means (placement at the official website of the Collection, electronic databases, repositories etc).
The Author of an article reserves the right to use materials of the paper, without approval with the editorial board and the founders of this Collection: a) partially or fully, for educational purposes; b) for writing own dissertation papers; c) for preparation of abstracts, conference reports and presentations.
The Author of an article can place electronic copies of the paper (including the final electronic version downloaded from the official website of the Collection) at:
- personal web resources of all Authors (websites, webpages, blogs etc.);
- web resources of the institutions where the Authors are employed (including electronic institutional repositories);
- non-profit public access web resources (for example, arXiv.org).
But in all cases, it is obligatory to have a bibliographic reference to the paper, or a hyperlink to its electronic copy placed at the official website of this Collection.