Компьютерные технологии в образовании: особенности позиций педагога и учащегося

Authors

  • Е.И. Медведская

DOI:

https://doi.org/10.32626/2227-6246.2015-28.%25p

Keywords:

образование, развитие учащегося, компьютерные технологии, списывание, рефератизация.

Abstract

В статье обсуждается проблема развивающего эффекта распространённых сегодня в образовании компьютерных технологий. Представлены результаты исследования позиций различных субъектов образования (педагогов и учащихся подросткового возраста) в отношении компьютера как источника знаний. Сбор психологической информации осуществлялся посредством методов свободных ассоциаций и анкетирования, обработка – методом контент-анализа. Установлено, что позицию педагогов можно охарактеризовать как «взрослый эгоцентризм», в соответствии с которым учителя проецируют на детей собственное понимание возможностей компьютера в получении новой информации. Выявлены принципиальные отличия позиции подростков, которые в использовании данного устройства преимущественно ориентированы на развлечение и на поиск готовой информации. Обсуждаются две наиболее популярных среди учащихся образовательных функции компьютера как «помощника»: в выполнении домашних заданий и в подготовке дополнительных сообщений по учебным предметам. Анализируются последствия компьютерной «помощи» для когнитивного и личностного развития школьников. Дифференцируются развивающие эффекты списывания традиционного (у одноклассников) и с сайтов-решебников. Затрагиваются вопросы рефератизации на различных ступенях образования. Доказывается, что стихийное обращение подростков к сетевым компьютерным технологиям не только не делает образование инновационным, но и выступает препятствием для реализации новой культуротворческой парадигмы образования. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагается ревизия сущности и форм подготовки домашних заданий.

References

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка:

практический справочник / З.Е. Александрова. – 15-е изд.,

стереотип. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2007. – 564 с.

Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Психология в

вузе. – 2008. – № 5. – С. 6–36.

Карпенко В. Рефератизация высшего образования / В. Карпенко

// Контрольный листок. – 2014. – № 4: [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://contrlist.ucoz.ru/index/referatizacija_

vysshego_obrazovanija/0-696. Дата доступа: 16.12.2014.

Каспаржак А.Г. Российское школьное образование: взгляд

со стороны: психолого-педагогический анализ результатов

тестирования российских подростков в международном исследовании PISA–2000 / А.Г. Каспаржак // Вопросы образования. – 2004. – № 1. – С. 157–198.

Керделлан К. Дети процессора / К. Керделлан, М. Грезийон ;

пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.

Крестьянинова М. Предложение рождает спрос или спрос

рождает предложение? / М. Крестьянинова: [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: www. studentochka.ru. Дата доступа: 18.12.2014.

Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. – М. : Феникс, 1986. – 423 с.

Медведская Е.И. Особенности учебных мотивов подростков

с различными уровнями успеваемости / Е.И. Медведская //

Адукацыя i выхаванне. – 2012. – № 7. – С. 9–16.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов

и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

Орлов А.А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном стандарте педагогического вуза /

А.А. Орлов // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 47–58.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. –

СПб. : Питер, 2004. – 420 с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 244 с.

Слободчиков В.И. Очерки психологии образования /

В.И. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Биробиджан :

БГПИ, 2005. – 272 с.

Соболева А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. – СПб. : Питер,

– 144 с.

How to Cite

Медведская, Е. (2019). Компьютерные технологии в образовании: особенности позиций педагога и учащегося. Collection of Research Papers "Problems of Modern Psychology", (28). https://doi.org/10.32626/2227-6246.2015-28.%p