The development of coordination abilities of school-age children with visual disabilities

Authors

  • Ліліана Олеговна Магомедова [Liliana Magomedova] Kharkiv State Academy of Physical Culture, Ukraine
  • Людмила Єгорівна Шестерова [Liudmila Shesterova] Kharkiv State Academy of Physical Culture, Ukraine

Keywords:

coordination ability, disadvantages of view, sensory system

Abstract

On the basis of the analysis of literary sources of the article gives characteristics of the coordination abilities, and shall specify sensitive periods of their development. Examines the role of sensory systems in the organization of activity of children with visual impairments and methodological approaches, which are used to increase the level of coordination abilities. Research data indicate a significant influence of the functional status of the sensor systems on the level of development of individual types of coordination abilities in children of school age, including those with visual disabilities. However, experts in the field of physical education and sport practically do not give recommendations for overcoming or correcting the existing shortcomings in the development of these important for children with impaired abilities. Analysis of the literature indicates a lack of attention of specialists to the development of the coordination abilities of children with visual disabilities through changes of functional state of analyzers systems, which, in our opinion, is a topical problem.

References

Аветисов Э. С. Физкультура при близорукости / Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо. – М. : Советский спорт, 1993. – 80 с.

Бала Т. Влияние упражнений черлидинга на уровень развития координационных способностей школьников 5–6 классов / Т. Бала // Слобожанський науково-спортивний вісник : [наук.-теор. журнал]. – Харків : ХДАФК, 2011. – № 4. – С. 14–19.

Горская И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоров’я : [монография] / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. – Омск : СибГАФК, 2000. – 212 с.

Горская И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореферат дисс. доктор пед. наук / И. Ю. Горская . – Омск, 2001. – 47 с.

Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Коткова Л. Ю. Коррекционно-развивающая методика совершенствования двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14–15 лет : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Л. Ю. Коткова. – Омск, 2005. – 259 с.

Кузьменко І. О. Зміна рівня розвитку окремих координаційних здібностей школярів середніх класів під впливом спеціально спрямованих вправ / І. О. Кузьменко // Молода спортивна наука України : [зб. наук. праць з галузі фізичної культури та спорту]. – Вип. 14 у 4-х т. – Л. : ЛДУФК, 2010. – Т. 2 – С. 124–130.

Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В. А. Кручинин. – СПб., 1991 с.

Курамшин Ю. Ф. Физическая культура / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Академия, 2000. – 480 с.

Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 1987. – № 5. – С. 25.

Лях В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. – Минск : Полымя, 1989. – 128 с.

Лях В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2001. – № 4. – С. 6–10.

Масляк І. П. Зміни рівня фізичної підготовленості молодших школярів під впливом спеціальних вправ, спрямованих на покращення функціонального стану аналізаторів : дис. канд. наук фіз. вих. і спорту : 24.00.02 / І. П. Масляк. – Харків : ХДАФК, 2007. – 315 с.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 211 с.

Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьниов / [под ред. А. И. Зотова, А. Г. Литвака]. – Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. – 210 с.

Пенекер С. М. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления и гармонизации личности : [реферат] / С. М. Пенекер. – М. : Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», 2008. – 40 с.

Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. – М. : ВОС, 1985. – 118 с.

Практикум по общей физиологии и физиологии спорта : [пособие для институтов физической культуры] / [под общей ред. А. Б. Гандельсмана]. – М. : Физическая культура и спорт, 1973. – С. 111–121.

Сермеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей: [пособие для учителей] / Б. В. Сермеев. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.

Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 328 с.

Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 15–18.

Фомин Н. А. Физиологические основы двигательной активности / И. А. Фомин, Ю. И. Вавилов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.

Шестерова Л. Е. Влияние уровня активности сенсорных функций на совершенствование двигательных способностей школьников средних классов : дис. канд. наук физ. восп. и спорта : 24.00.02. / Л. Е. Шестерова. – Харьков : ХГАФК, 2004. – 269 с.

Published

2013-04-30

How to Cite

Магомедова [Liliana Magomedova] Л. О., & Шестерова [Liudmila Shesterova] Л. Є. (2013). The development of coordination abilities of school-age children with visual disabilities. Slobozhanskyi Herald of Science and Sport, (2(35), 5–8. Retrieved from https://journals.uran.ua/index.php/1991-0177/article/view/18195

Issue

Section

1