Роль уяви та уявлень в процесі розвитку понятійного мислення
DOI:
https://doi.org/10.32626/2227-6246.2009-3.%25pKeywords:
“особистісне знання”, мислення, розумові дії, відображення, мотив.Abstract
Стаття присвячена актуальній психологічній проблемі
формування в процесі навчання та виховання “особистісного знання”.
Вирішення цієї проблеми вважається перспективним напрямком в
подоланні різних труднощів, які виникають на шляху діалогізації
та гуманізації суспільства.
References
Алексеев К.И. Психологические исследования мета
форы // Теория и практика коммуникации: Програм
мы. Практикумы. Дайджесты. Переводы. – Вып. 2:
Дайджесты. Переводы. – М.: Университетский гума
нитарный лицей, 1996.
Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в
философии и психологии // Вопросы психологии. –
– № 5.
Арутюнова Н. Д. Функциональные типы языковой
метафоры // Известия АН СССР// Литература и
язык. – 1978. – Т.37. – № 4.
Багдасарова Н. А. Психологические особенности
понимания учебного материала в школьном возрасте:
Дис. ... канд. психол. наук. – Бешкек, 1997. –
с.
Блонский Л. Впровадження принципів гуманістичної
психології у навчально виховний процес: підхід і
педагогічні завдання // Педагогіка і психологія
професійної освіти. – К., 1998. – № 3.
Вічалковська Н. Метафора — чинник розвитку творчих
здібностей старшокласників // Психологія: Наук.
метод. зб. – К.: Освіта, 2000. – Вип. 1.
Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной
речи. – К., 1986.
Виготсъкий Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образо
вания понятий: Методика двойной стимуляции //
Хрестоматия по общей психологии: Психология
мышления. – М., 1981.
Гуманістична парадігма в освіті // Матеріали міжна
родної науково практичної конференції “Вища освіта в
Україні” – К., 1996. – Ч. 1.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт
теоретического и экспериментального психологичес
кого исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. – К., 1984.
Карпенко М.П. Современная модель общего обра
зования на основе экспертного исследования // Мир
психологии. – 1999. – № 1.
Кондаков Н.И. Введение в логику. – М., 1967.
Костюк Г.С. Навчально виховний процес і психічний
розвиток особистості / За ред. Л.М. Проколієнко. – К.:
Радянська школа, 1989. – С. 608.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы
живём. – М., 1988.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –
М.: Политиздат., 1975. – С. 304.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущ
ность. – М.: Мысль, 1994. – С. 6 216.
Люрья Н.И. Психологические особенности развития
рефлексивного знания в дошкольном и младшем
школьном воздаете: Дис. ... канд. психол. наук. – М,
– 170 с.
Максименко С.Д. Основи генетичної психології // Навч.
посібник. – К.: НПЦ “Перспектива”, 1998.
Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл бук,
К.: Ваклер, 1999. – 528 с.
Машбиц Е.И. Психологические основы управления
учебной деятельности. – К.: Вища школа, 1987. –
с.
Моргунова Я.М. Метафора: психологічний вимір //
Актуальні проблеми психології: Наукові записки
Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України /
За ред. академіка С.Д. Максименка. – К.: Нора Друк,
– Вип. 21. – С. 206 210.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.:
Учпедгиз, 1946. – 703 с.
Рычик М.В. От наглядных образов к научным поня
тиям. – К.: Рад. шк., 1987. – 79 с.
Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и
нонсенс в детском воображении // Вопросы пси
хологии. – 1996. – № 2.
Телия В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства
и её экспрессивно оценочная функция // Метафора в
языке и тексте. – М., 1988. – С. 26 51.
Холодная М.Л. Психология интеллекта: парадоксы
исследования. – Москва Томск, 1997.
Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает
учебная деятельность младших школьников? //
Вопросы психологии. – 1998. – № 5.
Шеалб Ю.М. Психологические модели целеполага
ния. – К.: Стилос, 1997. – 240 с.
Шрагина Л. И. Значение метафоры для процесса
понимания // Сучасна психологія в ціннісному вимірі:
Матеріали Третіх Костюківських читань. 20 24 грудня
року. – К., 1994. – Т. 2. – С. 124 125.
Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как
объект психологического исследования // Психол.
журн. – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 121 128.
Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте
психологии способностей // Психол. журн. – 1999. –
Т. 20. – № 1. – С. 78 85.
Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. (ред). Вопросы психо
логии учебной деятельности младших школьников. –
М.:Изд. АПН, 1962. – С. 7 224.
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright
The Editorial Board has the full right to publish original scientific papers containing results of theoretical and experimental research works which are not currently subject to review for publication in other scientific editions. The Author shall transfer to the editorial board of the Collection the right to spread the electronic version of the paper, as well as the electronic version of the paper translated into English (for papers originally submitted in Ukrainian and Russian) by all kinds of electronic means (placement at the official website of the Collection, electronic databases, repositories etc).
The Author of an article reserves the right to use materials of the paper, without approval with the editorial board and the founders of this Collection: a) partially or fully, for educational purposes; b) for writing own dissertation papers; c) for preparation of abstracts, conference reports and presentations.
The Author of an article can place electronic copies of the paper (including the final electronic version downloaded from the official website of the Collection) at:
- personal web resources of all Authors (websites, webpages, blogs etc.);
- web resources of the institutions where the Authors are employed (including electronic institutional repositories);
- non-profit public access web resources (for example, arXiv.org).
But in all cases, it is obligatory to have a bibliographic reference to the paper, or a hyperlink to its electronic copy placed at the official website of this Collection.