Гражданская активность: роль социальных медиа
DOI:
https://doi.org/10.32626/2227-6246.2019-46.40-58Keywords:
гражданская активность, типы гражданской активности, гражданская активность подростков, социальные медиа, акции протеста.Abstract
В статье представлены теоретические подходы к рассмотрению гражданской активности, а также типология гражданской активности, разработанная Б. Кшивош-Рынкевич и А. Залевской. Рассмотрена роль социальных медиа в развитии и распространении гражданской активности. Задачи статьи: 1) теоретический обзор исследований гражданской активности и роли социальных медиа в развитии и распространении гражданской активности; 2) анализ результатов эмпирического исследования гражданской активности молодежи. Для изучения особенностей гражданской активности подростков было проведено эмпирическое исследование в Кривом Роге и Софиевке с использованием Опросника гражданского поведения в качестве метода исследования. Каждая из трех шкал (активное, полуактивное и пассивное гражданское поведение) содержит субшкалы: активное гражданское поведение – «политическая активность», «активность ради изменений», «социальная активность», «личная активность»; полуактивное гражданское поведение – «законопослушность», «голосование», «общественное благо» и «честная работа»; пассивное гражданское поведение – «национальная идентичность» и «патриотизм». В исследовании принял участие 371 респондент. Результаты исследования показали высокое пассивное и полуактивное гражданское поведение и низкое активное гражданское поведение, что говорит о присутствии потенциала и общем нежелании принимать участие в активных изменениях. Показано, что в Украине, в отличие от других стран, в которых проводились исследования по данной методике, нет гендерных различий ни по пассивному, ни по полуактивному, ни по активному гражданскому поведению. В то же время, были выявлены отличия между гражданским поведением молодежи, живущей в городе и пгт, а также были выявлены некоторые различия в гражданском поведении в зависимости от возраста. Сделан вывод о том, что гражданскую активность как возможность повлиять на политические процессы и решения можно рассматривать как один из механизмов регулирования доверия к правительству и государственным институтам среди граждан. Отмечена важность навыков распознания фейковых новостей и медиаграмотности, поскольку в периоды социальной, политической, экономической неопределенности особенно сложно отличить фейки от достоверной информации.
References
Bondarevska, I., Krzywosz-Rynkiewicz, B., & Bondar, E. (2017). Young people’s citizenship activity in times of war threat: Case of Ukraine. Citizenship Teaching and Learning, 12 (2), 189–206.
Eliasz, A. (2002). Psychologia ekologiczna [Ecological psychology]. In J. Strelau (Ed.). Psychologia (pp. 405–440). Gdańsk : GWP, Podręcznik akademicki [in Polish].
Herbst, J. (2005). Oblicza społeczeństwa obywatelskiego [Faces of civil society]. Warszawa : FRSO [in Polish].
Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger, M., Nagler, J., Sterling, J., & Tucker, J. A. (2018). How social media facilitates political protests: Information, motivation, and social networks. Advances in Political Psychology, 39 (1), 85–118.
Klandermans, P. G. (2014). Identity politics and politicized identities: Identity
processes and the dynamics of protest. Political Psychology, 35, p. 1–22.
Krzywosz-Rynkiewicz, B., & Zalewska, A. M. (2015). Contemporary contexts and trends in citizenship studies. In A. Skarzauskiene (Ed.). Social technologies and collective intelligence (pp. 102–110). Vilnius : JSC «Vitae Litera», Mykolas Romeris University.
Lewicka, M. (2004). Kup pan książkę... Mechanizmy aktywności obywatelskiej Polaków [Buy a book... Mechanisms of civil activity of Poles]. Studia Psychologiczne, 42 (4), 65–82 [in Polish].
McGarty, C., Thomas, E. F., Lala, G., Smith, L. G., & Bliuc, A. M. (2003). New technologies, new identities, and the growth of mass opposition in the Arab Spring. Political Psychology, 35 (6), 725–740.
Melosik, Z. (1998). Obywatelstwo, czas (historia), przestrzeń (geografia) [Citizenship, time (history), space (geography)]. In Z. Melosik i K. Przyszczypkowski (Ed.). Wychowanie obywatelskie. Studium teoretyczne, porównawcze i empiryczne. Poznań-Toruń : Edytor [in Polish].
Onuch, O. (2014, January 2). Social networks and social media in Ukrainian «Euromaidan» protests. Washington Post. Retrieved from https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2014/01/02/social-networks-and-social-media-in-ukrainian-euromaidan-protests-2/
Theiss-Morse, E. (1993). Conceptualizations of good citizenship and political participation. Political Behaviour, 15, 355–380.
Torney-Purta, J., Barber, C. H., & Richardson, W. K. (2004). Trust in Government-Related Institutions and Political Engagement among Adolescents in Six Countries. Acta Politica, 39, p. 380–406.
Tucker, J. A., Metzger, M. M., Penfold-Brown, D., Bonneau, R., Jost, J. T., & Nagler, J. (2014). Protest in the age of social media: Technology and Ukraine’s #EuroMaidan. Carnegie Reporter, 7 (4), p. 8–19.
Zalewska, A. M., & Krzywosz-Rynkiewicz, B. (2011). Psychologiczne portrety młodych obywateli [Psychological portraits of young citizens]. Warszawa : Wydawnictwo SWPS Academica [in Polish].
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright
The Editorial Board has the full right to publish original scientific papers containing results of theoretical and experimental research works which are not currently subject to review for publication in other scientific editions. The Author shall transfer to the editorial board of the Collection the right to spread the electronic version of the paper, as well as the electronic version of the paper translated into English (for papers originally submitted in Ukrainian and Russian) by all kinds of electronic means (placement at the official website of the Collection, electronic databases, repositories etc).
The Author of an article reserves the right to use materials of the paper, without approval with the editorial board and the founders of this Collection: a) partially or fully, for educational purposes; b) for writing own dissertation papers; c) for preparation of abstracts, conference reports and presentations.
The Author of an article can place electronic copies of the paper (including the final electronic version downloaded from the official website of the Collection) at:
- personal web resources of all Authors (websites, webpages, blogs etc.);
- web resources of the institutions where the Authors are employed (including electronic institutional repositories);
- non-profit public access web resources (for example, arXiv.org).
But in all cases, it is obligatory to have a bibliographic reference to the paper, or a hyperlink to its electronic copy placed at the official website of this Collection.